Авторские материалы Подмена на уровне эмбрионов: жительница Челябинска выносила чужого ребенка и теперь ищет своего

28 июля 2021, 17:26

Персоны

Жительница Челябинска, родившая чужого ребенка, решила найти своего родного малыша. 3 года назад при процедуре ЭКО в перинатальном центре города перепутали эмбрионы, и женщина выносила чей-то плод. Когда ошибка вскрылась, она через соцсети решила найти родного ребёнка, которого родила одна из клиенток того же центра. Однако потенциальные биологические родители её малыша не спешат откликаться. Есть ли шансы у этой семьи на воссоединение со своим биологическим ребенком – выясняла корреспондент “Вестей FM” Марина Костюкевич.

Несколько лет назад жительница Челябинска Ольга сделала ЭКО и родила малыша. Выписалась. Ребенок подрастал. Но однажды она увидела запись в карте о группе крови и поняла: ребенок может быть генетически не их с мужем. У него группа крови, отличная от их. Женщина сделала ДНК-тест. Он лишь подтвердил страшные догадки: она не мать, ее муж не отец этому мальчику. Тогда женщина вместе с мужем обратилась в суд. Проверка показала: подмена произошла не в роддоме, а раньше, на этапе ЭКО. Через суд супруги добились от медучреждения компенсации морального вреда в 4 миллиона рублей и не стали требовать уголовного разбирательства, потому что побоялись огласки, решив оставить все как есть. О подмене они не сказали даже своим родственникам. Но мысль о том, что где-то растет их ребенок, не давала, видимо, покоя. И Ольга начала поиски. Через соцсети она попыталась выйти на возможную мать своего ребенка, написав везде одно и то же сообщение: "Помогите найти человека. В мае 2018 года я была в Челябинске в Областном перинатальном центре, в отделении вспомогательных репродуктивных технологий, проходила ЭКО. Со мной находилась пациентка – имя и фамилию я не знаю, знаю, что у нее 2 или 3 дочери. Мы были в одной палате. Произошла подмена эмбрионов". Ольга уверена: только так можно найти своего ребенка.

Но пока, увы, никто не откликнулся. Такие поиски – тщетны, все равно что искать иголку в стоге сена, считает юрист Центра медицинского права Андрей Карпенко. Не факт, что юридически матерью ребенка Ольги сейчас является та женщина, с которой они вместе проходили процедуру ЭКО.

КАРПЕНКО: ЭКО – это поточный процесс в клиниках. То есть там этих дам, которые одновременно проходили данную процедуру, могут быть десятки. Спустя много лет раскопать, куда криворукая медсестра поставила пробирку, в принципе невозможно.

Безусловно, речь не идет о тяжком преступлении. Скорее, здесь халатность, причем явно без злого умысла. Единственное, на что могут рассчитывать родители, воспитывающие не своего биологического ребенка, – это денежная компенсация. Но она уже получена и, скорее всего, есть документальное подтверждение, рассуждает Андрей Карпенко.

КАРПЕНКО: Юридически здесь очень простая конструкция – “оказание услуги ненадлежащего качества”. Соответственно, родители вправе требовать какую-то компенсацию. Им и так уже заплатила 4 миллиона клиника. И если там работают не совсем неразумные люди, они наверняка взяли расписку у товарищей о том, что они получили сполна компенсацию и никаких претензий иметь не могут.

Но может ли обращение в суд помочь в поиске других родителей, тех, что могут воспитывать биологического ребенка Ольги и ее супруга? Такое маловероятно, уверен Андрей Карпенко.

КАРПЕНКО: Если родители обратятся в суд с целью поиска своего ребенка и настоящих родителей своего нынешнего ребенка, который не является их ребенком генетически, маловероятно, что суд потребует “выложить” всю информацию о том, какие процедуры они проводили в тот временной промежуток. До этого просто не дойдет. Абсолютно правовая коллизия. Реализация прав одной семейной пары ущемляет права других семейных пар.

Необходимо, чтобы и вторая пара, которая может подозревать, что воспитывают неродного ребенка, и которая хочет вскрыть истину, также бы настаивала на этом, поясняет Андрей Карпенко.

КАРПЕНКО: Вот этой семейной паре, чтобы получить информацию о других пациентках клиники, которые одновременно с ней проходили процедуру, обязательным условием является согласие этих самых других пациенток. И не факт, что они такое согласие дадут. Без согласия этих людей клиника не вправе предоставлять данные.

А вторая сторона неизвестна. Несмотря на отчаянный клич, брошенный Ольгой в соцсети, никто из тех, кто в этот период проходил вместе с ней процедуру ЭКО, не откликнулся. Возможно, у юридических родителей ребенка Ольги и ее мужа нет сомнений в своем родительстве. А может быть, они не хотят потрясений и тяжелых психотравм для ребенка, которого считают уже несколько лет своим и любят как родного. И их тоже можно понять.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация