Картинка

Авторские материалы В пределах самообороны: жителя Тверской области оправдали по делу об убийстве 3 человек

21 сентября 2021, 14:46

Персоны

В убийстве трёх человек – оправдать: Тверской областной суд выпустил на свободу Александра Зобенкова, который полтора года назад, когда его семья поссорилась с пожилой соседкой, зарезал её сына, приехавшего разбираться, и двоих его приятелей (все были пьяны). Суд постановил: пределы допустимой самообороны Александр не нарушил. Подробности громкого дела – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

2 мая 2020: теплые длинные выходные. Село Михайловское Тверской области. У жены Александра Зобенкова – день рождения. В гости пришли две семьи друзей. 3-летняя дочка хозяев заигралась с ровесницей. Накрывали стол. И тут – пустяк, вроде бы недоразумение: терьер, из тех, что женщины обычно носят в своих сумочках, его привезли с собой гости, видимо, надышался загородного воздуха и рванул за ограду. Налетел на нескольких соседских коз и облаял их. Светлана Федяева, пожилая соседка, пожаловалась по телефону сыну Василию, что ее скотину чуть ли не травят. Тот – руководитель одной из строительных фирм, трудился в тот день в Подмосковье. Позже Светлана уверяла, что не просила его приезжать, а передала трубку владельцу собаки – Михаилу. И мужчины якобы в беседе вышли за рамки приличий и назначили разборку.

Василий взял друга и двоих охранников со стройки – все они были пьяны уже к тому моменту, поскольку, как показали очевидцы, за рулем машины была беременная подруга Василия – Елена. Через 3 часа, доехав до села, все четверо ворвались во двор и тут же принялись избивать Александра, который схватил на руки дочь: это не остановило нападавших. Михаила повалили на землю и колотили палками и ногами. Александр схватил кухонный нож. Вот что он рассказал на первом заседании суда репортеру портала Tverigrad:

ЗОБЕНКОВ: Я схватил нож не с целью кого-то ударить, а чтобы напугать нападавших, потому что меня избивали в тот момент, когда у меня ребенок на руках находился.

РЕПОРТЁР: Когда вы осознали, что совершили убийство?

ЗОБЕНКОВ: Когда в руках увидел рукоятку от ножа.

РЕПОРТЁР: То есть сломалось железо?

ЗОБЕНКОВ: Да.

РЕПОРТЁР: Вы сами вызвали полицию?

ЗОБЕНКОВ: Да, я как понял, что произошло, я позвонил в скорую помощь и вызвал полицию через службу "112".

Убежать удалось только одному из "группы поддержки" "искателя справедливости". Следствие длилось почти год – Александра поместили в СИЗО. У его дочери и другой маленькой девочки профильные врачи выявили тяжелую психологическую травму. Которая не прошла спустя месяцы, как рассказала репортерам ее мама.

МАМА: Она его каждый день ждет и говорит: "Когда же он приедет, когда его командировка закончится?"

КОРР.: Ваша дочка при всем этом присутствовала – как она пережила это? Вот эта психологическая травма, которая ей была нанесена… Или она успокоилась?

МАМА: Нет, она до сих пор вспоминает об этом и по вечерам, когда мы читаем с ней книжку, она спрашивает: "Мама, откуда взялись эти дядьки злые в нашей деревне?"

Светлана Федяева, мать погибшего Василия, не видела самого конфликта. Она и не думала, что все закончится так трагично.

ФЕДЯЕВА: Приходит Лена и говорит: "Светлана Борисовна, Васю убили! – Как убили?!". А она сказала: "Его зарезали". Я говорю: "Обожди, я хоть бинты возьму, я остановлю кровь, я умею даже на сонной артерии кровь останавливать". А она сказала: "Он уже умирает". И вот я пошла, как была – в тапках, неодетая, я пошла туда, на поле, и увидела 3 трупа.

Александру Зобенкову инкриминировали часть 2 статьи 105, пункт "А" – "Убийство двух и более лиц". Гособвинение требовало для него 18 лет лишения свободы. Через полгода прений и выслушивания сторон Тверской областной суд вынес решение: Александра признать невиновным по существу, оправдать и тут же освободить из-под стражи. Комментирует управляющий партнер Юридической группы "Яковлев и партнеры" Андрей Яковлев.

ЯКОВЛЕВ: Четверо пьяных взрослых мужчин против одного человека, у которого дома находится семья; активно действовавшие нападавшие, безусловно, представляли реальную угрозу жизни и здоровью как самого подсудимого, ныне оправданного, так и членов его семьи. Это произошло на территории его участка – я считаю, частная собственность неприкосновенна. И вторжение на территорию само по себе представляет угрозу, если оно осуществлено самовольно и противозаконно.

Право в России – не прецедентное, и это значит, что решение Тверского областного суда само по себе не будет автоматически повторяться другими судами в аналогичных делах. Но в полной мере, считает Андрей Яковлев, этот приговор – знаковый.

ЯКОВЛЕВ: Совершенно правильный, который отрезвит многих, так сказать, неадекватных людей от поступков, подобных тому, который совершили эти трое погибших.

Правозащитники и юристы часто замечают, что процент оправдательных приговоров в наших судах очень мал. И это действительно так. Однако в историях, когда речь идет о самообороне, в последние годы подследственных или подсудимых рано или поздно отпускают на свободу, отмечает Андрей Яковлев.

ЯКОВЛЕВ: Если вы помните случай в Тульской области, когда фермер, защищая себя и свою семью, уничтожил троих или четверых уголовников, там до суда дело не дошло – было прекращено на стадии предварительного следствия. С моей точки зрения, в этом случае дело тоже должно было быть прекращено на стадии предварительного следствия, такие дела вообще до суда доводить не стоит.

Наверное, первым в ряду таких резонансных дел стало нанесение ранения мужчине-водителю, который пытался изнасиловать свою пассажирку – москвичку Александру Иванникову. Она защищалась перочинным ножом; от потери крови нападавший скончался. Это случилось зимой 2003. Люблинский суд приговорил ее к 2 годам условно. И уже через 2 дня Мосгорсуд отменил приговор. Девушку оправдали.

А вот еще несколько памятных историй относительно недавнего времени, когда право человека на самооборону восторжествовало в полной мере.

В 2014 году в Белгородской области на фермера напали двое неизвестных, избили его железным прутом и потребовали отдать печать хозяйства. Он смог вырваться, достал ружье и застрелил обоих. Дело закрыли до суда – фермер признан невиновным.

В августе 2015 года под Мурманском егерь задержал двоих охотников – один из них оказался полковником полиции. Оба были пьяны и на просьбу показать документы начали угрожать егерю убийством. Тот выстрелил в них. Мурманский суд не нашел в его действиях состава преступления.

Летом 2018 в Новосибирске суд оправдал мужчину, который заступился за пенсионера и в драке убил пьяного хулигана.

Осенью 2019 года в селе Александровом Гае местный житель пришел домой пьяным и начал избивать жену. Та нанесла ему 2 смертельных удара ножом. Районный суд отправил ее в колонию на 7,5 лет, но через год Саратовский областной суд полностью оправдал женщину.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация