Хай-тек Нейросети помогли разрешить многовековую “загадку Бетховена”
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Ученые из Мадридского университета имени Карла III и Национального университета дистанционного образования смогли разрешить многовековую загадку с помощью нейросетей. Вот уже больше 200 лет музыканты и теоретики спорят о том, в каком темпе нужно исполнять произведения Людвига ван Бетховена. Как ни странно, причина такого спора заключается как раз в том, что Бетховен в партитурах указывал точный темп, сверяясь с показаниями метронома. Но если исполнять его симфонии, следуя указанному темпу, то получается слишком быстро. Многие дирижеры (даже из тех, кто славится полным отсутствием интерпретаций и точным следованием авторской партитуре) замедляют произведения, исходя из собственных ощущений. Однако другие активно отстаивают быстрый темп, даже несмотря на то, что почти все слушатели и музыковеды описывают такое исполнение как "бешеное" и "неприятное".
Исследователи из Испании решили поставить точку в спорах или хотя бы понять, в чем причина таких разногласий. Для этого они загрузили в нейросеть множество вариантов музыки Бетховена – и те, что играются в точно указанном темпе, и те, что исполняются медленнее. Алгоритм тщательно изучил все данные, и выяснилось, что разница между быстрыми и медленными версиями почти всегда составляет примерно одну и ту же величину – около 12 ударов в минуту.
Людвиг ван Бетховен был одним из первых композиторов, который начал пользоваться механическим метрономом: это устройство было запатентовано в 1815 году. Оно представляет собой подпружиненный маятник с подвижным грузом, который раскачивается на фоне нарисованной шкалы. Если груз сдвинуть по шкале вверх, маятник начинает раскачиваться медленнее, если опустить вниз – быстрее. Чтобы разобраться в тонкостях его работы, ученые создали виртуальную модель метронома, в точности следуя описанию из патента 1815 года. Затем они разобрали современный метроном, измерили его, и оказалось, что за 200 с лишним лет конструкция почти не изменилась. После этого ученые попытались смоделировать неисправности в метрономе и понять, могли ли они стать причиной проблем с темпом. Они меняли массу аппарата, повышали силу трения и даже ставили его криво, но ни одна из этих гипотез не подтвердилась.
В конце концов исследователи нашли на первой странице рукописи Девятой симфонии запись "108 или 120", словно Бетховен сомневался, какое из чисел верное. Удивительно, что разница между этими темпами – те же самые 12 ударов в минуту, о которых мы говорили чуть раньше. И лишь после этого исследователи обратили внимание на размер груза метронома: по шкале темпа расстояние от его верхней грани до нижней составляет ровно 12 единиц. То есть Бетховен просто не разобрался, как использовать только что изобретенный прибор, и всю жизнь считывал показания с нижней части груза, а нужно было с верхней. Темп он записывал неверно, и те, кто 2 века исполнял его симфонии медленнее, оказались правы. Мораль: не всегда нужно слепо следовать указаниям, даже если они принадлежат непререкаемому авторитету. Хотя…