Авторские материалы "Европейские" тарифы на российских дорогах: "платки" предложили сделать ещё дороже

25 октября 2021, 16:18

Персоны

Минтранс предлагает поднять максимальный размер тарифов на платных дорогах в России: вместо нынешних 3 рублей за 1 километр установить 5. А для магистралей, которые только строятся или разрабатываются, – 8 рублей. У чиновников для повышения цен есть 2 обоснования: в Европе платные дороги дороже на треть, а дорогостоящие проекты должны поскорее окупаться. Между тем уже сегодня на некоторых участках ценник за проезд, по мнению водителей, неоправданно высок. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Собирать деньги за проезд по платным дорогам разрешает закон №257 от 2007 года. А как собирать и сколько – определяет правительство. Сейчас действует норма 2015 года – не более 3 рублей за километр. Или, с учетом инфляции, – 3 рублей 65 копеек.

И повышение цен, которое случилось, например, минувшим летом, в целом укладывается в эти рамки. Так, с августа проехать по платным участкам М4, а это 892 километра, от Москвы до Краснодара обходится в выходные дни в 2 410 рублей, в рабочие – 1 890. Тариф не вырос, просто оператор дороги отменил ночные скидки. И многим пришлось платить больше. Однако предел повышения еще не исчерпан – лимит для М4 составляет 3 255 рублей.

Примерно такая же картина – на М11. На этой трассе – 2 оператора: с 15 по 58 километр – "Северо-Западная концессионная компания", с 58-го километра до самого Питера – "Автодор". На длинном участке исчез ночной тариф, а на коротком стал почти одинаковым проезд в будни и в выходные.

Водители, разумеется, возразят: цена проезда от Москвы до Шереметьева-2 – 330 рублей за 10,5 километра днем, или 31 рубль 42 копейки. И это, наверное, самый дорогой кусок платной дороги во всей Европе. И где тут норма? Превышение – почти в 10 раз. Тут, впрочем, два нюанса: по документам этот участок – не самостоятельный, он – фрагмент трассы до Солнечногорска, которая построена концессионерами. А для таких проектов правительство установило отдельный предел – 12 рублей за километр, а с учетом инфляции – 14,6 в этом году. Все равно лимит превышен, скажут водители, которые днем за эти 43 километра заплатят 750 рублей, или по 17,44 за каждый километр. И вот второй нюанс: тариф этот – не за проезд между пунктами сбора платы, а за всю дорогу от МКАД – 53 километра, что выводит на 14 рублей 15 копеек. Формально закон не нарушен, хотя, как говорится, бизнесмены "ходят по краю". На это, кстати, еще в прошлом году обращали внимание аудиторы Счетной палаты. Тариф же и ныне там.

В Минтрансе при этом полагают, что нынешние цены отстают от европейских. И сравнивают: в Англии и Испании "платники" стоят почти 11 рублей за километр, во Франции – 9, в Греции – 5,6. У нас же – 3 рубля 65 копеек: стыдно в глаза смотреть "приличным людям"!

Это – первый аргумент повышения. Второй – надо окупать строительство, оно – очень дорогое. Образец расчетов – обход деревни Малые Вязёмы на ЦКАД. 6,5 километров. Смета – 10 миллиардов рублей. Окупаемость в плане – 26 лет, но при тарифе не менее 50 рублей, или 7,7 за километр. Что вдвое выше того, что сейчас можно.

Похоже, этот пример и лег в основу проекта от ведомства – увеличить максимальный размер платы за километр на уже действующих дорогах до 5 рублей. А на тех, что еще строятся, – до 8 рублей. Плюс индексация на инфляцию каждый год.

Предел оплаты для дорог, что построены по концессиям, также предложено увеличить до 16,5 рублей за километр. В теории это позволит ввести цены на проезд от Москвы до Солнечногорска в 875 рублей. Невелика прибавка относительно того, что есть. Вот другие потенциальные изменения – на М11 от Солнечногорска до Питера: вместо 1 920 рублей – 3 130. А по М4 в сторону моря – 4 500 (почти вдвое дороже, чем сейчас).

Постановление о тарифах принимает правительство. Черновик документа Минтранс выставил на общественное обсуждение. Взвешивать нужно тщательно и по всем параметрам, буквально пересчитав 7 раз, полагает автомобильный обозреватель радиостанции "Вести ФМ" Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Прошлому постановлению правительства уже 5 лет, с тех пор много чего изменилось. Но все-таки такое резкое повышение верхнего предела, мне кажется, должно быть более серьезно обосновано. Мало апеллировать к некоему европейскому опыту и среднеевропейским ценам. Да, конечно, строить дороги – дорого, содержать их – дорого. Но мне кажется, такое резкое повышение, которое предусмотрено в этом проекте, может привести к не очень хорошим последствиям как с точки зрения бизнес-схемы, потому что часть народа просто уйдет с платных дорог на бесплатную альтернативу, так и с социальной точки зрения.

На 4 листах пояснительной записки от Минтранса не сказано, между прочим, ни слова о том, что имеют европейские водители на своих платных трассах. Для пущей точности сравнения. Вот ближайшие к России магистрали – в Польше. 4 рубля 50 копеек за километр сегодня. Ограничение скорости – 140 километров в час. Подходы к дорогам полностью закрыты сетками, через каждые 10 километров – мостовые переходы для животных, через каждые 30 километров – заправка с зоной отдыха, кафе и детской площадкой. Представить себе ползущую и дымящую там во второй полосе кавалькаду зерновозов, как это бывает летом на М4, – немыслимо. И в плодородных Хорватии и Греции сельхозмашины не выбираются на платные трассы вместе с легковушками. У нас же такое соседство, помимо понятного неудобства, обещает стать в скором времени еще и очень дорогим.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация