Авторские материалы Учеников автошкол хотят поделить на "любителей" и "профессионалов"
Персоны
В России предлагают разделить водителей на любителей и профессионалов. По мнению экспертов, их программы подготовки должны серьезно отличаться. О том, что именно предлагается поменять, – обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
В программу подготовки водителей-профессионалов следует добавить теории, а в программу для водителей-любителей – практики. Подобные предложения поступили от экспертов в Общественную палату, которая сейчас рассматривает эту проблему. Как пояснил член Комиссии по безопасности Общественной палаты Владимир Коробчак, главное предложение – разделить подготовку водителей-профессионалов и водителей-любителей, не работающих в сфере перевозок грузов и пассажиров.
Формально сейчас у нас нет деления водителей на профессионалов и любителей. Но зато есть водительские удостоверения различных категорий. Скажем, В – легковые автомобили, С – грузовики и D – автобусы. Требования к кандидатам там различаются. А для управления тяжелыми грузовыми автомобилями с прицепом или сочлененными автобусами вообще нужны права особой категории, получить которые можно только после годовой практики управления менее тяжелыми машинами.
В Общественной палате считают, что нужно пересмотреть нынешние программы подготовки. Добавить новые курсы. К примеру, профессиональным водителям следует углубленно изучать вопросы, связанные с охраной труда. Ведь сейчас таким людям не хватает специальных знаний и навыков, считает Владимир Коробчак.
С другой стороны, теоретическую часть подготовки водителей-любителей, то есть тех, кто претендует только на массовую категорию В, можно было бы освободить от технической. В Общественной палате говорят, что непрофессионалу вообще не следует лезть под капот. Кроме того, можно было бы сократить медицинский блок, который сейчас изучают в автошколах. Он касается оказания первой помощи при авариях. А освободившееся время нужно отдать практике, то есть – вождению.
Ко всем этим предложениям стоит прислушаться, отмечает автомобильный обозреватель "Вестей ФМ" Игорь Моржаретто.
МОРЖАРЕТТО: Тут давно нужно навести порядок. На сегодняшний день автошколы выпускают недопрофессионалов и недолюбителей. Формально все получают удостоверения профессионалов, но на самом дели они не профессионалы, хотя им преподавали какие-то предметы – "организация грузовых перевозок" или "перевозок в такси". Но профессионалу нужно гораздо больше, а любителям эта информация не нужна совсем. Наверное, то, что сейчас преподают в автошколах, нужно назвать "базовым образованием" по категории B. Человек заканчивает школу, получает категорию B, а если он хочет получить категорию C или D, то он пойдет учиться дальше.
Медицинский блок в программе подготовки водителей также можно скорректировать, продолжает Игорь Моржаретто.
МОРЖАРЕТТО: На самом деле занятия по оказанию первой помощи тоже очень формальны. Никто толком не представляет, чему нужно учить. А в каких-то ситуациях не нужно даже пытаться оказывать первую помощь – можно только хуже сделать. Какие-то занятия по оказанию первой помощи, конечно, нужны. Но для любителей они должны быть не такими большими: чтобы научились останавливать кровь или делать искусственное дыхание, но не более того.
У экспертов есть и другие идеи. Скажем, уже давно предлагают ввести в программу подготовки блок, который касается этики водителей и вообще культуры вождения. Нелишней будет и психологическая подготовка будущих водителей, чтобы они, оказавшись на дороге, могли сохранять самообладание в любых ситуациях. И это касается как любителей, так и профессионалов.