Авторские материалы Квалифицированная “прокачка”: бизнес-коучам разработали профстандарт
Персоны
В Минтруде разработали профессиональный стандарт для бизнес-тренеров. Всех, кто претендует на звание "коуча", могут обязать соответствовать установленному перечню функций и умений. Сейчас документ представлен в Сети для общественного обсуждения. Какие качества и навыки помогут отличить профессионального бизнес-коуча от мошенника, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.
Стать богатым и успешным за 5 шагов. Первое – решить стать богатым и успешным. Второе – найти бизнес-тренера. Третье – убедиться, что твой "коуч" не мошенник, а квалифицированный специалист.
И на этом, как правило, у многих желающих прокачать свои бизнес-навыки путь к покорению финансовых вершин и завершается. Те, кто ждёт магического эффекта и мгновенного результата, просто пропускают этот пункт. В итоге деньги на курсы потрачены, а новых знаний, позволяющих зарабатывать на порядок больше, так и не появляется. И ещё большая удача, если на "прокачку" от модного спикера не пришлось брать кредит.
Несколько лет назад столичный "Олимпийский" сотрясали воззвания "коуча" Тони Роббинса.
РОББИНС: Давайте! Все вместе! Кто из вас чувствует себя хорошо, когда вы извлекаете из себя эти звуки, скажи: "Я!" Скажи: "Я!"
Тогда зрители, опешившие от того, как ловко их одурачили, публиковали в Сети основные тезисы: "Земля – круглая. Луна – спутник Земли. Лёд – холодный. Вода – мокрая", – вот т самая "ценная информация", которую доверчивым гражданам продали за немаленькую сумму (стоимость билетов доходила до полумиллиона рублей).
Приобрести подобный опыт можно, конечно, и дешевле. В Сети предлагают лекции и тренинги от 1000 рублей до 2 миллионов за авторский курс от раскрученного "коуча". Ценник часто зависит исключительно от амбиций ментора.
Мечтающих о карьере в бизнесе "покупают" на харизму, хлёсткие выражения и безапелляционный тон подачи.
"Без чего вам, детки, не разбогатеть? Пишем. Первое: вы профукали время"
На различных "лидерских тренингах" участников заставляют прыгать с деревьев и сидеть в мусорных баках. Чтобы такие эксцентричные деятели не подрывали доверие к профессии бизнес-тренера, отрасль необходимо регулировать, уверен руководитель маркетингового агентства FOMO.digital, спикер Российского общества "Знание" и отраслевых конференций по маркетингу и бизнесу Алексей Слепенков.
СЛЕПЕНКОВ: Бизнес-тренер – это такое общее название. Среди них присутствуют как именно бизнес-тренеры, которые дают прикладные soft-skills, так и "инфоцыгане", которые называют себя бизнес-тренерами, но по большому счёту дают те знания, которые применять в реальной жизни не получается. В общем, занимаются тем, что заряжают эмоционально, подсаживают на какую-то зависимость от этих вот эмоций, которые человек получает на тренинге, и, конечно, здесь действительно нужен стандарт.
Минтруд разработал ряд требований, которым должны соответствовать все, кто учит бизнес-технологиям. Согласно документу, тренер должен предоставить помещение для проведения занятий, определять темы, должен уметь подбирать учебно-методические материалы, управлять процессом обучения, давать слушателям практические задания и использовать различные технические средства для визуальной демонстрации материалов. Из профессиональных качеств "бизнес-коуч" должен владеть техниками и приемами ораторского мастерства, методикой обучения взрослых, уметь подготовить и провести публичную презентацию.
С этической стороны необходимо соблюдать конфиденциальность информации, этику делового общения, не создавать конфликтные ситуации и не использовать методы недобросовестной конкуренции. Технически все эти требования могут выполнять и доморощенные лекторы без специального образования: кто обвинит звезду, собирающую стадионы, в отсутствии ораторского мастерства?
А вот чтобы быть уверенным, что тренер действительно может поделиться бизнес-навыками, нужно убедиться, что продажа билетов на тренинг – не единственный его проект, рекомендует Алексей Слепенков.
СЛЕПЕНКОВ: Конечно, желателен опыт. Причём не однолетний. И опыт собственного бизнеса (или руководящая должность в какой-то серьёзной компании), который можно подтвердить и проверить. То есть что человек прошёл на собственном опыте то, о чём он рассказывает, и знает, как это можно применять, знает какие-то подводные камни и может это всё транслировать с точки зрения собственного опыта. Это, пожалуй, самое ценное. И это как раз то, что цепляет аудиторию.
Только 2 пункта в новом стандарте мошенникам не удастся соблюсти даже формально: "не вводить в заблуждение заказчика" и "не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег" – это под силу только настоящим профессионалам с серьёзным опытом.