Авторские материалы Землю выдали, а теперь отбирают: о ситуации с программой "дальневосточного гектара"
Персоны
Люди теряют гектары. Получатели участков земли на Дальнем Востоке начали жаловаться, что их наделы вновь отнимаются в пользу государства. Кто-то из них пропустил сроки оформления, а кому-то ставили палки в колеса чиновники. Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что распоряжения о выделении гектаров могут забрать у муниципалитетов и передать их на федеральный уровень. Почему "земельный вопрос" на Дальнем Востоке обострился сейчас, выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.
Стать собственником гектара на Дальнем Востоке оказалось непросто. Закон о выделении земли всем желающим начал действовать для жителей регионов округа 1 июня 2016. А для остальных россиян – 1 февраля 2017 года. Но сразу вступить во владение гектаром или арендовать его нельзя. Чиновники муниципалитетов передают участок гражданину. А у того есть 5 лет, чтобы затем отчитаться тем же чиновникам, как земля освоена. И вот сейчас подошли контрольные сроки для самых первых получателей. О цифрах программы на нынешний год нам рассказала первый замгендиректора по социальному развитию Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
НУРГАЛИЕВА: Более чем 25 тысяч граждан должны получить землю в собственность, из них 2 тысячи человек получили гектар в собственность или длительную аренду и более чем 1 200 человек подали заявления – ожидают оформления прав на землю.
По закону, если комиссия обнаружит, что все пребывает в запустении, участок возвращается государству.
И тут – один момент: у получателя есть полугодовое "окно", чтобы подать еще одну заявку на окончательное оформление гектара либо в собственность, либо, когда земли находятся в лесном фонде, в аренду на 49 лет. И "окно" открывается через 4,5 года после выделения земли. То есть, если землю выделили 1 июля 2017, то с 1 января до 31 июня 2022 ее получатель должен сообщить о желании оставить ее за собой. Опоздает хоть на день – землю по закону отберут.
Некоторые люди попросту забыли об этом сроке. Но часть попала под чиновничьи крючки. Добросовестные пользователи земли начали строиться, подводить коммуникации, и под каждое такое действие им просто затягивали выдачу разрешений и согласований. В итоге время прошло, внешне – почти ничего не сделано, а значит – вердикт: землю изъять.
Но случается еще и так, что возникающие новые планы по развитию инфраструктуры внезапно перечеркивают решения о выделении земли. Так произошло с жителем города Свободного Амурской области Андреем Шваловым. На семью вместе с женой и родителями он оформил 4 гектара в 2017 – и сразу началось их освоение: сделали межевание, провели воду и свет, построили баню, фундамент под дом, поставили пасеку. А в марте прошлого года фермеру прислали документ, о котором он рассказал в интервью Амурскому областному телевидению:
ШВАЛОВ: "Изъять для государственных нужд Амурской области земельный участок номер такой-то, площадью такой-то, относящийся к категории земель населенных пунктов..." И этих пунктов здесь 67, то есть 67 земельных участков отнимаются, в том числе 3 из них – наши. Конечно, мы были удивлены и, конечно, мы хотели бы, чтобы у нас сделали дорогу. Но зачем у нас при этом отнимать землю? Мы свои границы сдвинуть никуда уже не можем. С одной стороны идет линия электропередач. Никто не имеет права ее перекрывать.
Наделы были в открытом доступе – в сельсовете не знали о проекте реконструкции дороги, и Андрею землю утвердили. Но через 3 года началось расширение трассы Благовещенск – Свободный. Хождения по инстанциям спасли 2 участка полностью, но от третьего из 100 соток осталось лишь 29. Остальное сразу раскопали экскаваторами и бульдозерами – работа на трассе закипела. Фермеру предложили 330 тысяч рублей компенсации. Но в сельском поселении, куда отнесены участки, одна сотка стоит 47 тысяч, и Андрей надеется на возмещение в 3 300 000 только по земле, прощая сельсовету снесенные постройки.
И такие истории, к сожалению, не редкость. На Сахалине несколько десятков получателей гектаров объединились и даже учредили село – на пустом месте – под названием Успешное. Все документы у них были в порядке, и опять тут слово "внезапно" – к месту: в районной администрации заново начертили план санитарной зоны вокруг заброшенного карьера. Когда людям давали землю, она была 500 метров, а стала 1000. И добрая половина участков вдруг оказалась в этой зоне. Тут землю, конечно, не отбирают, но занятие любым видом агробизнеса запрещено. Дома строить можно, но воду подвести и вывести канализацию – тоже нельзя. И в этом случае тянутся суды. И пишутся жалобы. Десятками.
Полпред президента Юрий Трутнев поручил губернатору Приморского края проанализировать статистику выдачи и изъятия земли в регионе. Там сложилась такая пропорция: 60% участков переходят во владение получателей, 40% возвращаются государству. В Приморье программа "дальневосточного гектара" получила больше всего первоначальных заявок, отметила Эльвира Нургалиева.
НУРГАЛИЕВА: В Приморском крае до 31 марта текущего года более чем у полутора тысяч граждан истекают сроки оформления права на собственность на земельные участки. На сегодняшний день по Приморскому краю в связи с истечением срока действия прекращены 169 договоров безвозмездного пользования, а 237 участников программы в Приморье на сегодняшний день уже получили гектар в собственность.
А во всех остальных регионах округа аналогичной работой займется Генеральная прокуратура.
В Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики открыта круглосуточная горячая линия по всем вопросам, которые возникают у участников программы "дальневосточного гектара".
По словам Юрия Трутнева, сейчас надо срочно образовать комиссии, которые изучат каждое распоряжение об изъятии, и до их решения землю не отбирать.
Ну а Минвостокразвития тем временем начало разбираться, можно ли перевести оформление в собственность участков земли с нынешнего уровня – муниципалитетов – на уровень федеральный. И какие поправки предстоит внести в закон, чтобы такой перевод произошел как можно быстрее.