Авторские материалы Развлечение или преступный мир? Как регулировать метавселенные
Персоны
Онлайн-развлечения или виртуальный преступный мир? Сотрудники Государственного радиочастотного центра опубликовали исследование, посвящённое метавселенным. Там описаны многие позитивные эффекты цифровой интерактивной инфраструктуры – например, в общении, творчестве, медицине. Но упомянуты и риски: дезинформация, манипуляция, угроза личным данным, торговля запрещенными предметами и веществами, отмывание денег. Выводы авторов – новые технологии, при всей своей пользе, требуют жесткого контроля. Но принципы и способы регулирования еще надо придумать, потому что физических границ у метавселенных нет. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.
Метавселенные – это Интернет нового поколения. Соцсети, IT-гиганты, ведущие бренды одежды, игровые компании и даже инвестиционные фонды – все устремились в гонку по созданию собственных или участию в крупных совместных метавселенных. В этой метажизни, как пишут в своем исследовании сотрудники Российского государственного радичастотного центра, уже вполне привычным стало виртуальное обладание: пользователи через свои "аватары" создают новые цифровые продукты и продают их. Возникли целые отрасли: метамедицина, где апробированы видеоигры для лечения психических и соматических расстройств; платформы общения – для дружбы и интимных отношений "аватаров"; метатворчество и шоу-бизнес – миллионы зрителей одномоментно наблюдают за мюзиклами, спектаклями и концертами.
Это все ново, нестандартно и интересно. Но есть и минусы. Они выделены в исследовании широкими мазками, наверное, потому, что полный список угроз сформировать невозможно. По разным причинам.
Нынешнее законодательство никак не регулирует метавселенные. И гарантировать защиту от правонарушений в виртуальном мире оно не может. Хотя бы потому, что нигде в мире нет четкого определения самого понятия "метавселенные". А нормативы против киберпреступности подходят весьма условно. Допустим, хакер, который взломал защиту банка и перевел оттуда деньги на свой счет, – однозначно преступник. А вот хакер, который заблокировал "аватар" некоего человека в метавселенной и требует денег, чтобы тот человек мог продолжить играть? Да, он поступает нехорошо, но где те статьи, по которым его можно наказать?
Эксперты, которые склонны видеть во всем подвохи и ужасы, говорят, что в метавселенных "аватары" могут продавать, покупать и употреблять наркотики. Это – нехорошо, но, опять же, ненаказуемо в реальной жизни. Гораздо хуже, полагает юрист компании Criminal Defence Firm Даниил Горьков, что такая торговля может легко перенестись в реальную жизнь.
ГОРЬКОВ: Условно: в метавселенных пользователи будут договариваться о продаже, а потом в реальной жизни передавать друг другу те или иные наркотические средства.
Понятно, что на месте наркотиков могут быть и другие запрещенные к обороту предметы, материалы и вещества. Кроме того, по мнению юриста, метавселенные – идеальный кладезь для преступников, которые намерены "отмыть" незаконные доходы.
ГОРЬКОВ: Если в рамках метавселенных можно совершать какие-то покупки, приобретать, допустим, виртуальную валюту, какие-то виртуальные объекты, виртуальные права, лица, занимающиеся преступностью, смогут легализовывать свои денежные средства. Метавселенные чем-то схожи с криптовалютами: отследить их – крайне сложно. Таким образом, любой "аватар" может в рамках метавселенной, в рамках этого виртуального пространства совершать любые действия. Понятно, что действия могут быть преступного характера и наносить огромный ущерб обществу.
Не стоит напускать излишнюю суровость в отношении нового вида развлечений, в свою очередь считает человек, работающий в теме, – основатель дизайн-бюро для метавселенных NFT & metaverse Suncrypto Егор Виноградов. Он утверждает, что эта сфера основана на совершенно иных принципах, и перенесение охранителями, на службе и добровольными, аналогий из реального мира в метавселенные и обратно совершенно неуместно и просто нечестно.
ВИНОГРАДОВ: Очень рекомендую им посетить хоть одну метавселенную, чтобы они поняли вообще, о чем речь-то идет. И пусть они сами попробуют там продать что-то. От себя докладываю: сектор этот – "черный" или "серый" – он существует и всегда будет существовать. Но в метавселенных это невозможно сделать. То есть метавселенные вообще для другого предназначены. Если честно, я даже теоретически не понимаю, как это все можно осуществить.
И все же, если угрозы из метавселенных в теории когда-нибудь вдруг выльются вовне, в обыденную жизнь, то с ними предстоит как-то бороться. И вопрос – как, если владелец "аватара"-разбойника физически обретается в другой стране? Правоохранителям нужно тщательно взаимодействовать с разработчиками, считает Даниил Горьков.
ГОРЬКОВ: Необходимо обозначить государству готовность вести регулирование метавселенных и усилить сотрудничество как с разработчиками, так и с правоохранительными органами. В данном случае разработчики метавселенных должны предоставить доступ – возможно, ограниченный, неполный, в части, допустим, персональных данных пользователей, – к данным метавселенных, к каким-то именно техническим моментам.
И как только такое "сотрудничество" начнется, подозревает Егор Виноградов, – десятки программистов, которые уже трудятся в новой привлекательной и выгодной индустрии, попросту очень быстро уедут из страны.
ВИНОГРАДОВ: Вся среда, которая связана с блокчейном, – она у нас негативная. Вместо поощрения, каких-то грантов, налогообложения, то есть регулирования рынка, у нас, наоборот, все идет к тому, чтобы запретить. "Запретить, убрать, везде – криминал" – вот такие слова звучат. Естественно, все наши специалисты едут куда? В Америку. Там есть гранты, там есть поощрения, там есть понимание и – главное – признание этих специалистов.
Научно-технический центр, где оценили метавселенные, подотчетен в иерархии Роскомнадзору. И в ведомстве, комментируя исследование, деликатно отметили, что для лучшего понимания социальных и технологических трансформаций внутри и около метавселенных нужно детально изучить принципы их развития. В Роскомнадзоре также подчеркнули, что необходимы механизмы саморегулирования процессов, происходящих в метавселенных. Что, собственно, и происходит изначально – ведь все решения по эволюции метавселенных принимаются их сообществами.
По большому счету все эти опасения и возражения к ним для России – лишь колебания воздуха. Как отмечают специалисты, настоящие метавселенные без систем связи 5G развивать невозможно. А такой стандарт в коммерческую эксплуатацию в нашей стране пока не введен.