Авторские материалы Клиент всегда прав, даже в Интернете

9 февраля 2022, 23:40

Персоны

Продавцы товаров и поставщики услуг не имеют права дискриминировать покупателей, которые пишут жалобы на них в Интернете. Такое разъяснение дал Верховный суд. Публичная критика – это свобода выражения, которая не должна быть ограничена. С подробностями – обозреватель “Вестей FM” Борис Бейлин.

Негативные отзывы о продавцах в Интернете не могут быть основанием для отказа от договора с клиентом. Об этом заявил председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Поставщики товаров и услуг не должны наказывать потребителей за их точку зрения.

ЛЕБЕДЕВ: Суды учитывают, что публикации потребителем негативного отзыва о поставщике товаров или услуг в Интернете представляют собой реализацию права на свободу выражения мнения и не могут служить основанием для отказа поставщика от договора.

Поводом для такого разъяснения стало долгое судебное разбирательство жительницы Санкт-Петербурга с местным фитнес-клубом. 3 года назад женщина купила абонемент за 37 тысяч рублей. Деньги вносила частями. При этом сотрудники клуба выдали ей кассовый чек только после ее настойчивых просьб. О чем женщина и написала на сайте спортзала, указав, что это – незаконно. После этого администрация в одностороннем порядке расторгла договор, ссылаясь на пункт из правил клуба. Там говорилось, что “посетители не должны распространять ложные сведения, порочащие деловую репутацию фитнес-центра”. Деньги за неиспользованные занятия женщине вернули. Но та пошла в суд, требуя признать расторжение договора недействительным и выплатить ей 50 тысяч рублей за нанесённый моральный вред. Суды низших инстанций встали на сторону клуба, указывая на нарушения внутренних правил. Но Верховный защитил женщину, признав, что критика в Интернете – ее право. А негативный отзыв не повод для отказа в предоставлении услуг. Прежние решения были отменены, дело направлено на пересмотр.

Такие конфликтные истории происходят нередко. И не только у продавцов с покупателями. На критику, к примеру, остро реагируют врачи, когда их пациенты оставляют в Интернете нелестные отзывы. И такие случаи тоже доходят до судов. И пациенты, как и клиенты фитнес-клубов, выигрывали дела, отмечает член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

СТАРЧЕНКО: Каждый пациент имеет право на размещение информации о своем враче: что не было сделано, почему это не было сделано, к чему это привело, чтобы другие пациенты имели возможность выбора, которая сегодня законом о правах потребителя четко предоставлена. Пациент выбирает врача, медуслугу, исходя из собственных потребительских ценностей. Они излагаются в отзывах. Другое дело, что медработник может обратиться с иском в суд, если это – клеветнические измышления, которые порочат его деловую репутацию.

Но это уже совсем другое дело. Хотя, естественно, и продавцы товаров, и поставщики услуг вправе обращаться в суд для защиты деловой репутации. И там доказывать, что покупатель распространял о них ложную информацию. Но сделать это нелегко. Клиент наверняка будет настаивать, что высказывал лишь собственные оценочные суждения. Что законом не запрещено.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация