Авторские материалы Не пристегнул ремень – жди штраф: как работают “умные” камеры на дорогах
Персоны
Тариф «автомобильный», оплата – 1500 рублей за секунду разговора: в Москве работают более 360 дорожных камер, которые способны выявлять общение водителей по мобильным телефонам. Каждая десятая из них – на МКАД. Искусственный интеллект распознает не только смартфон возле уха, но и в руках, если водитель пишет сообщения. За всё это полагаются штрафы. И количество таких «умных» камер будут расти с каждым днем. Подробности выяснил обозреватель “Вестей FM” Сергей Артемов.
Чрезмерная скорость, проезд по «выделенке» – это уже вчерашний день для уличных камер фото- и видеофиксации. Сегодня штрафами рискуют попавшие в объектив любители поговорить по телефону и лихачи, отрицающие ремни безопасности. З62 камеры в столице уже способны выявлять и сохранять факты и этих нарушений, рассказали нам в Центре организации дорожного движения столицы. Каждая десятая из них – 37 штук – размещена на МКАД. Там – самый высокий разрешенный предел скорости среди всех московских магистралей – 100 км/ч, потому любое отвлечение водителя от управления чревато серьезными авариями.
Точки размещения каждого такого комплекса отмечены на картах Единого транспортного портала Москвы и на сайте ЦОДД, прокомментировал нам заместитель руководителя дирекции фотовидеофиксации Центра организации дорожного движения Егор Чернов.
ЧЕРНОВ: Это современные комплексы, которые делают снимки в высоком качестве в любое время суток и при любых погодных условиях. Каждая фотография проходит анализ при помощи нейросети. Она обучена безошибочно выявлять на кадрах руль, руки, ремень безопасности и распознавать признак нарушения по заданным алгоритмам. Система «обучалась» на тысячах примеров, чтобы исключить ошибку при распознавании нарушений, и получила одобрение уполномоченных органов. Работу нейросети контролируют сотрудники дирекции фотовидеофиксации ЦОДД. Любые сомнения в виновности водителя всегда трактуются в его пользу.
Новые технологии призваны сократить число ДТП. Штраф – 1 500 рублей за телефонные переговоры и 1 000 – за езду без ремня. Кстати, искусственный интеллект вполне себе обнаруживает телефон в руках водителя, когда он отправляет или читает эсэмэски. За это – тоже штраф в 1 500 рублей.
Но слово «новые» здесь – отчасти. И к камерам оно применимо в меньшей степени, пояснил нам основатель группы компаний по машинному обучению EORA Роман Доронин.
ДОРОНИН: Дело, конечно же, не в камерах, дело – в нейросетях. Это работает следующим образом: камера передает на какой-то вычислительный модуль видеопоток, нейросеть его смотрит, как это бы делал человек, и, соответственно, делает какое-то предсказание. Действительно, она может детектировать, ну, практически что угодно.
Система эта предназначена не только для обнаружения телефонов и непристегнутых ремней у водителя. И не только для штрафов: выбежавший на дорогу лось, потерянный из кузова груз, медленно едущий по крайней левой полосе скоростной дороги автомобиль – все, что, по идее, может затруднить движение, обученные серверы легко выявляют и сообщают диспетчерам. В теории можно взять любое действие или ситуацию, переложить ее на машинный язык, и программа сразу сообщит, если что-то подобное окажется в поле зрения камеры. Причем для сопряжения с нейросетями не нужны закупки дополнительных камер по заоблачным ценам. Те, что есть, вполне “потянут” расширенные задачи, отмечает Роман Доронин.
ДОРОНИН: Камеры все примерно одинаковые. Если это HD-поток… Ну, я думаю, дорожные камеры дают меньшее разрешение – может быть, 720p. То есть технически, если нужно будет сделать вам такой прототип, многие компании его сделают.
Однако это не означает, что буквально каждую камеру можно подключить к мощным серверам обработки данных. Централизованные нейросети требуют немалых энергоресурсов. Неслучайно, по словам Романа Доронина, самые простые функции – вроде определения номера быстро мчащейся машины – удобнее решать относительно дешевым чипом внутри камеры. И еще важна связь, которая отправляет видео на сервер.
ДОРОНИН: Если говорить о более сложных вещах, например распознавании телефона, то нам надо задетектировать руку, телефон – очень много данных для обучения. И проблема в том, что если в Москве, в мегаполисе, хорошее подключение и можно передавать невероятно большое количество данных на сервер для обработки, то в регионах или на трассах это практически невозможно, потому что нет связи. То есть очень сложно передать большой видеопоток нейросети, чтобы она его обрабатывала.
Потому пока о повсеместном размещении «особо щепетильных» камер говорить рано. И притом “более 360 камер” в Москве – данные, которые стремительно устаревают. Подключение их при хорошей связи идет очень быстро. Еще 2 года назад их было едва 10 штук на всю столицу. Ключом же к дальнейшему скачкообразному росту станет внедрение сетей 5G.
Специалистам IT-индустрии хорошо знаком так называемый закон Мура. Он гласит: вычислительные мощности удваиваются каждые 2 года. И не исключено, что как раз через пару лет, когда 5G выйдет в России на “коммерческие рельсы”, камера, способная выявлять и фиксировать одновременно меньше десятка нарушений на дороге, превратится в музейную диковину.