Авторские материалы Отзыв лицензии – проблема банка, а не добросовестного заёмщика
Персоны
Конституционный суд России встал на сторону заемщицы, которая не смогла погасить кредит по вине банка. Само кредитное учреждение обанкротилось, но, тем не менее, потребовало с женщины проценты за пользование кредитом, хотя она практически полностью его досрочно погасила. В ситуации разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Поводом для обращения в КС послужила нестандартная ситуация, сложившаяся вокруг кредита, который еще в 2016 году взяла в "Татфондбанке" заявительница Ирина Рехина. 590 тысяч заемных рублей она решила потратить на покупку автомобиля, который был передан банку в залог. Сам кредит женщина должна была погашать 5 лет, выплачивая 22% годовых. Но уже через полтора месяца Рехина решила частично досрочно погасить задолженность, внеся 500 тысяч рублей. За минусом набежавших к тому моменту процентов долг уменьшился бы на 483,5 тысячи. Деньги, как и положено, она внесла на специально открытый для погашения кредита счет.
Однако за 5 дней до даты, когда платеж должен был быть засчитан банком, был введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов "Татфондбанка" и введена временная администрация. Говоря проще, банк лишился лицензии, а позже был признан банкротом. В итоге внесенная женщиной сумма зависла в банковских документах – не была засчитана, но и, что важно, не была возвращена назад.
Причем в банке не отрицали поступления 500 тысяч рублей на счет, но настаивали на том, что из-за моратория погашения кредита не произошло. Через год Агентство по страхованию вкладов, которое занималось делами лопнувшего банка, потребовало от Рехиной досрочного погашения кредита и обратилось в суд с требованием взыскать с нее почти 733 тыс. рублей. Рехина в свою очередь потребовала через суд признать, что она погасила 80% долга, а оставшуюся сумму выплачивала с положенными процентами.
Однако суды женщина проиграла. С нее попытались взыскать полную стоимость кредита плюс просроченные проценты т.е. почти 700 тысяч рублей. Последней инстанцией стал КС РФ, который встал на сторону заявительницы. По мнению судей, должники по договору потребительского кредита и кредиторы банка, в отношении требований которых был введен мораторий, являются разными категориями лиц.
Должники по кредитам не должны нести риски банка, и замораживание уплаченных ими денежных средств недопустимо. Причем отзыв лицензии у банка не может препятствовать признанию размещенных должником средств на специальном банковском счете как исполнение им своих обязательств. Соответственно, все судебные решения по делу заявительницы должны быть пересмотрены.