Авторские материалы Верховный суд разрешил относить электросамокаты к транспортным средствам
Персоны
Теперь эти средства индивидуальной мобильности автоматически являются полноценным источником повышенной опасности, а значит должны соблюдать правила дорожного движения и нести такую же ответственность, как и водители автомобилей. С решением суда познакомился наш корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Поводом к принятию решения, которое причислило электросамокаты к транспортным средствам, стал иск водителя, который в подмосковных Химках сбил человека на электросамокате. Автомобиль поворачивал налево, а по встречной полосе двигался электросамокат. За несколько метров до автомобиля водитель самоката не справился с управлением и упал, ударившись головой об автомобильное колесо. От полученных травм он умер.
После возбуждения уголовного дела защита водителя стала настаивать на том, что ДТП произошло не между двумя транспортными средствами, а между автомобилем и пешеходом, поскольку транспортом может называться лишь то средство передвижения, для управления которым нужны права. Для электросамоката специальных документов получать не нужно, как и сдавать экзамены.
Однако следователь после проведения автотехнической экспертизы обозначил самокат с максимальной скоростью до 85 км/ч, на котором передвигался погибший, "механическим транспортным средством". В этом случае водитель автомобиля нарушил правила, не уступив дорогу другому транспортному средству при повороте налево. Если же водителя самоката признать пешеходом, то вина с водителя снимается, поскольку пешеходы даже на самокате не имеют права выезжать на проезжую часть.
Рассмотрев все детали дела, ВС отказал в иске, все же признав электросамокаты транспортными средствами. По мнению судей, в законе "О безопасности дорожного движения" нет четкого списка транспортных средств, но есть их главный признак: перевозка по дорогам людей, грузов и оборудования. Поэтому ничто не мешает отнести средство индивидуальной мобильности к транспортным средствам, правда, с поправкой, что каждый конкретный электросамокат необходимо оценивать индивидуально.
Это решение ВС, по мнению экспертов, является прецедентным и окажет влияние на последующую судебную практику. Еще в прошлом году, например, в Санкт-Петербурге, когда водители электросамокатов сбивали людей на тротуарах, возбуждались дела по так называемым "пешеходным" статьям УК, где говорилось о неумышленном нанесении вреда здоровью. То есть фигурантами дел становились пешеходы, при этом находившиеся в неравном положении, поскольку один из них двигался со скоростью до 60 км/ч. Но в отсутствие судебной практики, четких правил пользования электросамокатами и, главное, обозначения СИМ в ПДД, сотни людей, носящихся на электросамокатах по дорогам и тротуарам, формально относили к пешеходам.
Теперь, накануне летнего сезона, ситуация изменилась. Появились правила, компании по аренде СИМ согласовали их с комитетом по транспорту, а суды, учитывая решение Верховного суда, теперь вполне могут относить электросамокаты к транспортным средствам, что в итоге должно повысить ответственность горожан и туристов, берущих самокаты в аренду. При аварии они будут отвечать как водители автомобилей.