Авторские материалы Европа взяла российские картины в заложники
Персоны
В Финляндии задержали картины из Эрмитажа, следовавшие из Парижа через Хельсинки в Петербург. Пограничники заявили, что живописные полотна задержаны для проведения дополнительных бюрократических процедур. В ситуации разбирался собственный корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Картины, которые, предположительно, принадлежат Государственному Эрмитажу, прибыли в Финляндию из Парижа, были перегружены в 3 специальных грузовика, предназначенных для перевозки музейных ценностей, и отправились в сторону российско-финской границы. Однако пункт пропуска Ваалимаа они пересечь не могли. Финские пограничники не пропустили машины, перевозивших картины водителей долго не выпускали из кабин, а затем попросили вернуться в Хельсинки, где отправили на допрос.
Поскольку об этом стало известно практически из первых рук – от брата одного из водителей, многие решили, что речь идет об аресте более чем 200 шедевров, среди которых – работы Родена, Моне, Писсарро, Ван Гога, Матисса, Репина, Коровина, Серова, Малевича, Кончаловского и других художников, экспонаты выставки из коллекции мецената Ивана Морозова, которая с огромным успехом работала в Париже с сентября прошлого года. Ее посетили более миллиона человек, и сравнительно молодой Музей фонда Луи Виттона моментально стал всемирно известным. Выставка завершилась 3 марта, но возвращение полотен отложили из-за введенных санкций и возникших сложностей с транспортировкой.
Однако позже французские СМИ со ссылкой на правительство страны сообщили, что картины задержатся в Париже и послужат "гарантом безопасности живущих в России французов". В фонде Виттона до последнего времени ссылались на сложности в транспортировке шедевров на Родину и уверяли, что вернут все картины. Тем более что, согласно закону, действующему с 10 августа 1994 года, Франция не может конфисковать произведения искусства, находящиеся в ведении иностранных государственных учреждений. Коллекцию охраняют еще и дополнительные договоренности на высшем уровне: в феврале прошлого года министрами культуры и иностранных дел был подписан особый приказ, освобождающий полотна от ареста. Плюс к этому в 2016 году директор Музея фонда Виттона Бернар Арно лично прибыл в Москву, чтобы поблагодарить за выставку коллекции Сергея Щукина и попросить на самом высоком уровне о выставке коллекции Морозовых, которая никогда прежде не покидала пределы России. Разрешение было дано, мероприятие состоялось, но судьба картин почему-то решается в Хельсинки. Разрешение было дано, и выставка состоялась, но завершилась она буквально только что, и вряд ли такое количество полотен так быстро демонтировали, упаковали для сложной транспортировки и отправили в аэропорт.
Учитывая, что в Эрмитаже подробности о перемещениях экспонатов не комментируют и не разглашают в целях безопасности, версии продолжали множиться, и, по неподтвержденным данным, речь идет не о коллекции Морозова, а о картинах, которые демонстрировались на выставке в Милане "Гран Тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей". Там демонстрировались полотна из музеев Павловска, Царского Села и Гатчины. По самой последней информации, которую озвучил спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, "задержка фургонов на границе Финляндии и России связана с проведением дополнительных бюрократических процедур, вызванных введением нового пакета санкций". Причем сами санкции не затрагивают культурных ценностей, которые возвращаются на родину после окончания выставок в разных странах мира. Об аресте речь не идет, все дело – в оформлении дополнительных сопровождающих документов.