Авторские материалы Импортозамещение в отечественном авиапроме: как обстоят дела
Персоны
Через 2 года российские авиакомпании получат десятки новых самолетов с отечественными двигателями. Среди них – МС-21 и Sukhoi Superjet. Потребность в российских деталях возникла после введения западных санкций. О ходе импортозамещения в авиапроме – корреспондент “Вестей FM” Борис Бейлин.
Российские авиаперевозчики с 2024 года начнут получать самолеты Ту-214 и Ил-96, заявил глава “Ростеха” Сергей Чемезов. Эти лайнеры уже поставляются, но пока – небольшими партиями и только в интересах спецзаказчиков. Основной акцент будет сделан на Ту-214. До 2030 года авиакомпаниям поступят 70 таких самолетов. Необходимость наращивания серийного производства Ту-214 и Ил-96 возникла после введения западных санкций в отношении России: нам перестали поставлять новые машины.
Скоро в России появятся и самолеты МС-21 и Sukhoi Superjet с отечественными двигателями, сообщил Чемезов. Таким образом можно будет минимизировать ущерб от западных санкций. В этих самолетах до последнего времени были импортные узлы.
ЧЕМЕЗОВ: Объединенная двигателестроительная корпорация разрабатывает и уже запускает в серийное производство новые силовые установки. Первые серийные МС-21 в количестве 6 штук уже с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. В 2024 году мы также планируем наладить производство импортозамещенного самолета Sukhoi Superjet с отечественными двигателями ПД-8 в количестве 20 штук в год.
Пока доля отечественных комплектующих в МС-21 составляет 50%, ее предстоит оперативно довести до 100%.
МС-21 – это среднемагистральный самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер совершил первый полет в конце прошлого года.
Сейчас в России, помимо отечественных машин, остается огромное количество зарубежный лайнеров. В том числе Boeing и Airbus. Многие из них были в лизинге. После объявления санкций владельцы потребовали вернуть самолеты. Но авиационные власти ответили отказом.
Между тем в России вводятся временные правила расчета авиаперевозчиков с иностранными компаниями. Соответствующее постановление подписал премьер Михаил Мишустин. Речь идет о порядке приобретения, аренды и лизинга авиационной техники. Если иностранная компания-лизингодатель – из “недружественной страны”, но имеет структурное подразделение, зарегистрированное у нас, платежи поступят на ее счёт в российском банке в рублях. При этом расчёты будут производиться по официальному курсу ЦБ. Такой порядок предусмотрен до конца года.
Что касается западных авиапроизводителей – американского Boeing и европейского Airbus, то антироссийские санкции бьют и по ним. Представители Airbus уже заявили, что ограничительные меры в отношении импорта из России не окажут на Москву существенного влияния, но нанесут ущерб западной авиационной промышленности. Авиапроизводители боятся запрета на поставки титана из нашей страны. Это приведет к огромным потерям, поясняет главный редактор портала “Авиа.ру” Роман Гусаров. Титан едва ли не главный металл, используемый в авиапроме. Он делает конструкцию самолетов легкой и прочной.
ГУСАРОВ: У Airbus это 60% всего титана, титановых изделий в самолетах. У Boeing – минимум 30%. То есть каждый третий самолет Boeing сделан из русского титана, а у Airbus – 2 из 3 самолетов сделаны из российского титана. Организовать альтернативные цепочки теоретически можно. Но на это потребуются время и огромные затраты. Миллиарды. А этого им, конечно, не хотелось бы.
Какое-то время западные авиапроизводители смогут использовать старые запасы титана. Но как только начнется увеличение производства – дефицита титана не избежать.
Одним из крупнейших мировых поставщиков титана и продукции из этого метала является корпорация «Ависма», расположенная в Свердловской области. Среди ее партнеров – 350 фирм из 49 стран. На долю «Ависма» приходится 30% поставок титана для мировой аэрокосмической промышленности.