Музыка автономных областей "Полтора оркестра" Адама Рудольфа между новым джазом и этно-авангардом
Эту неделю мы начали с нового джаза. Сегодня – тоже проект, который к джазу имеет прямое отношение, правда, скорее, исторически и генетически.
Речь идет об альбоме Go: Organic Orchestra & Brooklyn Raga Massive: "Ragmala: A Garland Of Ragas". "Рагмала: гирлянда (венок, антология, хрестоматия, сборник) раг". Авторы-исполнители: Органический оркестр "Гоу" и Бруклинское рага-объединение. "Полтора биг-бэнда", как кто-то сострил. И это проект человека легендарного, но у нас для большинства практически малоизвестного – Адама Рудольфа (Adam Rudolph), которому в этом сентябре исполнилось ни много ни мало, а 65 лет. Рудольф родом из Чикаго, но учился игре на барабанах в Африке, в Гане, потом поселился в Швеции у выдающегося трубача Дона Черри. И с его подачи в 1970-е стал одним из создателей новой мировой музыки, в частности, "Общества гриотов мандинго" (Mandingo Griot Society), ядро которого – импровизатор на африканской арфе-коре – Фодей Муса Сусо (Foday Musa Suso) из Гамбии и афроамериканский барабанщик Хамид Дрейк (Hamid Drake, хорошо у нас известный по неоднократным гастролям). Вместе с музыкантом народности гнауа Хассаном Хакмуном (Hassan Hakmoun) Дрейк участвует в новом проекте Адама Рудольфа. В 1990-е Рудольф аккомпанирует Юзефу Латифу, саксофонисту-афроамериканцу, который еще в 1960-е заинтересовался мировой музыкой и фактически становится его музыкальным руководителем. В течение 15 лет Адам Рудольф изучает индийские барабаны табла, причем настолько глубоко, что его антология "Чистый ритм" (Pure Rhythm) становится чем-то вроде методического пособия. Сам Джон Зорн в 5-м выпуске научного сборника "Arcana" публикует его статью "Music and Mysticism: Rhythm and Form". И при всем том Адам Рудольф успевает выпустить больше 30 дисков разных своих проектов, в том числе восемь альбомов Go: Organic Orchestra – сборной команды новой мировой музыки в основном джазовых импровизаторов. "Бруклинское рага-объединение" занимается, в сущности, тем же самым – исполняет в индо-американском стиле и "In C" Терри Райли, и свои "Кубинские раги".
Вообще идея синтеза всех музык мира устных традиций носилась в воздухе с начала 1960-х. Любопытно, что индо-джазовым фьюжном (Indo-Jazz Fusion) вместе занимались в Великобритании не англичане, а афроамериканец Джо Харриот и выходец из Индии Джон Майер. Между прочим, этим синтезом интересуется наша соотечественница Маринка Николай-Крылова; и ее проект с музыкантом из Индии тоже называется "Рагмала" – "Гирлянда раг".
"Рагмала" Адама Рудольфа, его "Органического оркестра "Гоу" и "Бруклинского рага-объединения": 40 музыкантов, 20 треков – 2 часа музыки на двойном компакт-диске или альбоме из трех виниловых пластинок. Альбом вышел ровно год назад и вызвал, можно сказать, переполох в кругах нового джаза и мировой музыки, и его даже стали сравнивать с Bitches Brew Майлза Дэвиса. Как композитора дирижера Адама Рудольфа вполне можно сравнить Сергеем Курехиным и его Поп-механикой, а также афроамериканцем Бутчем Моррисом (Butch Morris) времен проекта Conduction.