Музыка автономных областей Эйвинд Торвунд: Переполох в джунглях
Новые имена, без каких-либо жанровых или стилистических ограничений. Начали мы с нового джаза Коллина Шермана. Дальше – Адам Рудольф "Рагмала" – новая мировая музыка, которая к джазу имеет отношение, скорее, историческое и… генетическое.
И сегодня – музыка композитора Эйвинда Торвунда (Øyvind Torvund) – формально чисто академическая, она записана на ноты и исполняется камерным ансамблем BIT20 Ensemble, из Зала имени Грига (так сказать, филармонии города Берген, Норвегия). Я был на концерте BIT20, в 2007 году, и даже обратил внимание, что узнаю двух музыкантов BIT20. Видел их тогда же в разных коллективах на местном джаз-фестивале Nattjazz. Да и сам автор музыки, как сейчас выяснилось, играл в знаменитом норвежском коллективе нового джаза Circulasione Totale Orchestra, который периодически собирал норвежский саксофонист Frode Gjerstad. А еще раньше он был гитаристом довольно известной прог-рок-группы.
Альбом Торвунда с BIT20 Ensemble называется "The Exotica Album". Сам композитор признается, что это совершенно необычный для серьезной музыки материал: то, что в 1950-е годы называлось "экзотика". Когда появились первые электроинструменты, сразу же определилось их главное применение: научная фантастика в кино. Это все знают, но было и еще одно: электроинструменты – в те годы во всех смыслах слова – экзотика. Они отлично подошли для изображения другой экзотики, тоже виртуальной – африканских джунглей, таинственных островов и океанских глубин.
Между прочим, современник музыкальной экзотики, исследователь Тур Хейердал, капитан знаменитого плота "Кон-Тики" и пятеро из его команды были норвежцами (и один – шведом). Наверное, не случайное совпадение. К началу 1960-х годов экзотика легкая поп-музычка иногда в духе модных тогда латиноамериканских танцев себя изжила, но... совершенно неожиданно возродилась в 1990-е под названием лаунж. Одно время ей увлекался даже Джон Зорн. У нас экзотику знали, можно сказать, благодаря певице Име Сумак. Если бы она еще пела свои псевдоиндейские песни под ансамбль электромузыкальных инструментов, это была бы экзотика покруче Леса Бакстера или Мартина Денни.
Собственно "Экзотика альбом" Эйвинда Торвунда – это как бы симфонический или камерный нео-лаунж, помесь того же легкого джаза Джона Зорна и ча-ча-ча, самбы Леса Бакстера. До Торвунда подобный эксперимент предпринял в 1990-е только знаменитый канадский авангардист Гордон Монахан, но он все делал сам на синтезаторах и компьютерах. А в BIT20 в записи "Экзотика альбома" принимали участие двое музыкантов импровизаторов: саксофонист Хетиль Мёстер (Kjetil Møster) и клавишник Йорген Трэн (Jørgen Træen). Последний в духе радикального японского нойза изображает тропический шторм в треке "Переполох в джунглях". Может быть, это я видел в Зале им. Грига в Бергене в 2007 году?