Авторские материалы Быстрого отказа от Болонской системы не будет

2 июня 2022, 13:38

Персоны

Введение в России новой структуры высшего образования и уход от Болонской системы не означают запрета бакалавриата и магистратуры. В Минобрнауки считают, что новая уникальная система образования будет учитывать весь предыдущий опыт и ориентироваться на национальные интересы. С подробностями – корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Первое и главное, что следует понимать, – быстрого и безусловного отказа от Болонской системы высшего образования, состоящей из 4-летнего бакалавриата и 2-летней магистратуры, не будет. Процесс перестройки образования может растянуться на годы, а нынешние студенты и абитуриенты следующего года благополучно закончат вузы и защитят дипломы соответствующего уровня. Тем более, что многие из них без степени магистра не смогут устроиться на целый ряд должностей. При этом не произойдет и возврата к советской системе 5-летнего специалитета. Будущее – за новой национальной системой высшего образования, которая вберет в себя все лучшее от предыдущих этапов, и здесь многое зависит от выбора самих вузов и тех сфер экономики, куда пойдут работать выпускники.

Например, подготовка врачей и инженеров, скорее всего, будет предполагать обучение на 5-летнем специалитете. Сюда же можно отнести новые сложные направления – медицинскую микробиологию, фундаментальную и синтетическую биологию, химические технологии. Вместе с этим многие специальности успешно развиваются в Болонском формате. Поэтому, по мнению главы Минобрнауки Валерия Фалькова, не министерство, а сама индустрия вместе с университетами должны выбрать наиболее предпочтительные форматы образования. Так что преимуществ у Болонской или какой-то иной системы обучения не будет.

Во главу угла ставится прагматизм и потребности страны. Причем такой же подход существует и в других странах, никогда не входивших в Болонский процесс. Например, в США, Китае, Индии и других странах – свои системы образования, что не мешает им интегрироваться в мировое образовательное пространство, принимать у себя иностранных студентов и отправлять на обучение за рубеж своих.

Однако 20-летний опыт использования Болонской системы дает повод отказаться от ряда ее постулатов. Например, от возможности бакалавра поступать в магистратуру практически любого вуза независимо от предыдущего полученного образования. В результате появляются магистры-инженеры с профильным гуманитарным образованием или журналисты, которые неожиданно становятся юристами. Предполагается, что эти направления должны быть сочетаемыми либо профильно близкими. Вполне возможно, что филолог может стать магистром журналистики, а журналист – политологом, но бакалавр-юрист уже не сможет поступить в магистратуру на химика-технолога. Пока в Минобрнауки не планируют поспешных решений, а, напротив, собираются детально обсуждать с ректорами вузов и профессиональным сообществом, что должно быть в новой российской системе высшего образования.

Вместе с этим отказ России от Болонской системы образования поставил вопрос о возможной отмене или корректировке ЕГЭ как ее составной части. Об этом в последние годы уже говорили многие профессиональные педагоги и ректоры вузов, поскольку, по их мнению, существующая система поступления в вузы по результатам ЕГЭ не оправдала тех ожиданий, которые с ней связывались. Уже сейчас все больше вузов вводят дополнительные внутренние экзамены, желая отобрать наиболее способных абитуриентов, и эта тенденция только нарастает.

С построением новой системы высшего образования будет модернизирован и процесс сдачи ЕГЭ. Пока же высказываются различные идеи, как это сделать. Например, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов высказал инициативу о возможности неоднократной пересдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) в течение года с частотой 1 раз в месяц. По мнению парламентария, это снимет эмоциональную нагрузку с учащихся, которые испытывают серьезный стресс в период их подготовки к ЕГЭ.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация