Авторские материалы Жулики от ЖКХ: как недобросовестные УК обманывают граждан
Персоны
По итогам прокурорских проверок управляющих компаний по всей России к уголовной ответственности привлечены сразу несколько их руководителей. Самые часто применяемые статьи в данной сфере – "Растрата" и "Мошенничество". Как обманывают жильцов коммерческие компании, обслуживающие многоквартирные дома, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Самые часто встречающиеся махинации управляющих компаний – это самовольное повышение тарифов на коммунальные услуги, внесение в квитанцию незаконных поборов и фиктивное выполнение работ. Последний вариант – самый популярный. Правда, и выявить это нарушение легче всего. Например, когда жильцы ждут ремонта кровли, а его не производят или дело двигается очень медленно, тогда как по документам все давно отремонтировано, деньги перечислены и акт приемки работ подписан. Недавно в Самаре директор управляющей компании отправился на 4 года в колонию за то, что похитил с расчётного счёта жильцов почти 6 млн рублей из средств, внесённых владельцами квартир за услуги, которые по факту оказаны не были.
Необоснованное повышение тарифов выявить не так легко. Обычно недобросовестные руководители УК умело манипулируют цифрами, немного повышая тарифы, но в итоге, учитывая количество многоквартирных домов, в их карманах оседает значительная сумма, которая позже выводится со счета по липовым договорам с коммерческими фирмами. Например, в феврале этого года Генпрокуратура проверяла УК по всей стране из-за необоснованно повышенных счетов за отопление. Причем кое-где они выросли более чем на 300%.
Еще один наглядный случай произошел в Петропавловске-Камчатском, где руководительница УК присвоила 13 млн рублей, перечисленных жильцами в счёт оплаты коммунальных услуг. Люди обратили внимание на странный рост тарифов, пожаловались в местную администрацию и прокуратуру. Итог – уголовное дело по статьям о растрате и покушении на мошенничество. "Предприимчивая" глава управляющей компании отправилась в колонию на 3,5 года.
Внесение в квитанции услуг, которые по факту не оказываются, – еще один абсолютно незаконный способ отъема денег у населения. Здесь можно удивиться фантазии руководителей некоторых управляющих компаний, которые вносят в платежный документ строчку о содержании детской площадки или вывоз снежных образований, проведение диагностики газового оборудования, добровольное страхование жилья и т.д. Первое, что должны сделать жильцы, обнаружившие непонятную строку, – это обратиться в УК с официальным запросом. В случае если ответа не последует, то необходимо писать жалобу в жилинспекцию, прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу, которая как раз контролирует тарифы.
Чтобы проверить, насколько цифра в квитанции совпадает с реальной стоимостью оказываемых услуг, можно обратиться к "Калькулятору ЖКХ", разработанному Федеральной антимонопольной системой. В программе нужно указать свой населенный пункт, метраж квартиры, число зарегистрированных в ней граждан. Она рассчитает примерную стоимость услуг и даже покажет номер муниципального постановления, по которому взимается плата за ту или иную услугу. Несмотря на 30-дневный срок, в течение которого должен поступить ответ на жалобу, прокуратура старается уложиться в 2 недели. А если есть основания, то контролирующее ведомство подключает к проверке следственные органы.