Музыка автономных областей Кали З.Фасто (1947-2020): шепотом об Эфиопии, реке Ганг и трансперсональных отношениях
Из трех дисков новой джазовой и импровизационной музыки вообще и тех, что были выпущены в течение последних 20 лет, мы отобрали те три, которые определенно заслуживают большего внимания, чем им в свое время уделялось.
The Puzzle Дэйва Либмана и его ансамблевого проекта Expansions (2015) мы уже слушали. На сегодня, если честно, было запланировано совсем другое. Но 1 декабря у нашей хорошей знакомой Шелли Хирш на странице в социальной сети я прочел, что вот уже 10 дней не выходит на связь наш общий френд и по ФБ и коллега по жизни – Кали З. Фасто (Kali Z. Fasteau). И в тот же день на ее страничке, действительно, появилось сообщение ее второго мужа, Джеймса Джеймисона (James Jamison), что мультиинструменталистки Кали Фасто не стало. Она умерла в возрасте 73 лет у себя дома в Нью-Йорке. И я тут же разыскал у себя на полке диск Кали, который она издала на своем лейбле Flyin’ Note Records "Летучие ноты". Мы встречались фактически только однажды, году в 2001, на фестивале "клавишников альтернативного авангарда" в знаменитом тогда клубе "Тоник" (Tonic) в Нью-Йорке. Целый вечер проговорили, а на следующий день м-с Фасто принесла мне свой новый диск Comraderie.
И уже после ее смерти я вспомнил, как она рассказывала мне о себе: родители Сюзан (Zusaan. Отсюда Z в ее полном имени) были музыкантами. Она росла во Франции, училась игре на виолончели и фортепьяно – между прочим, у русской по происхождению пианистки. Совсем молодой в 1970-е вышла замуж за Дональда Гарретта (Donald Garrett), который прославился как контрабасист с самим Джоном Колтрейном. Гарретт и сам играл на нескольких инструментах, и свою супругу поощрял осваивать все, что угодно (не считая фортепьяно). В результате супруги почти на 15 с лишним лет уехали из Америки. И по одному-два года жили во многих странах Азии и Африки. В каждой стране – от Югославии и Турции до Греции и Сенегала – Кали Фасто осваивала этнические местные ударные и разные дудки-флейты – най, кавал, сякухати и даже эфиопскую зурну мзмари. Фактически это Кали Фасто с Гарреттом были первооткрывателями мирового джаза, параллельно с Юзефом Латифом (Yusef Abdul Lateef), Тони Скоттом (Tony Scott) и Полом Хорном (Paul Horn). Свою главную пластинку – двойной альбом – Фасто и Гаррет выпустили в 1974 году на престижном инди-лейбле ESP. Явно раньше времени – авангардистов джаза тогда больше интересовали их афроамериканские корни, и альбом под программным названием We Move Together "Мы движемся вместе" тогда практически не заметили. И позднее как-то без огласки переиздавали.
В 1989 году Гарретт умер. Сюзан Фасто стала выступать под сценическим именем Кали З. Фасто и вскоре вышла замуж за бас-гитариста и звукоинженера Джеймса Джеймисона (James C. Jamison), как и Гарретт – афроамериканца. Вместе они выпустили один альбом Making Waves, но мы все-таки привлечем ваше внимание к альбому Comraderie ("Товарищество"). Он записан двумя составами: трио с Бобби Фью (Bobby Few) – фортепьяно и Майклом Уимберли (Michael Wimberly) – ударные, и концертным квинтетом с Ноа Хоуардом (Noah Howard) – альт-сакс, Джо МакФи (Joe McPhee) – здесь только тенор-сакс, Сонилиусом Смитом (Sonelius Smith) – ф-но и Уорреном Смитом на ударных. "Песня шепотом" (Whispersong; в ряде интернет-ресурсов – ошибочно указывается Whispering, но это старый джазовый стандарт) демонстрирует все возможности Кали З. Фасто как мультиинструменталистки и вокалистки.