Музыка автономных областей Саинхо Намчылак – Ник Судник, уже не совсем песни, но еще не оперы
Третий альбом на этой неделе, о котором мы хотели бы вам напомнить это дуэтный "проект" музыкантов из России, точнее даже из Советского Союза. Это диск фирмы Leo records – какой же еще? – Sainkho Namchylak, Nick Sudnick. Not Quite Songs Саинхо Намчылак – Ник Судник "Не совсем песни", 2010 год.
Конечно, мы "Не сосем песни" не могли не заметить в момент выхода 10 лет назад. Тем более что, помнится, что наша программа "CD -Гурман" оперативно получила диск прямо из рук продюсера и владельца лейбла Leo Records Лео Фейгина. А в качестве курьеза: Саинхо предпосылает своему уведомлению эпиграф "Новое – это хорошо забытое старое". Из "старого" напомню только, что зимой или ранней весной 1989 года Тамила Джани-заде из Музея музыкальной культуры им. Глинки позвала меня на… нет, не на концерт, скорее, на прослушивание в узком кругу небольшого органного зала Музея солистки Тувинского национального ансамбля песни и пляски "Саяны", как это тогда называлось. Тамила по телефону назвала ее Людмилой. Оказалось, что довольно экстравагантного вида певица (в длинном бирюзовом платье и долгоиграющей пластинкой вместо шляпки в волосах) певица владеет всеми стилями горлового пения. Через несколько дней, уже как Саинхо, певица пришла ко мне домой и сказала, что хочет заниматься новой импровизационной музыкой, и кого я бы ей мог посоветовать. У меня сомнений не было: Три О – валторнист Аркадий Шилклопер, исполнитель на деревянных духовых Сергей Летов и Аркадий Кириченко – на медных духовых. Я, что называется, методом исключения, вычислил, что это должен быть ансамбль без аккордовых инструментов, и не ошибся: альянс Три О с Саинхо состоялся. Жаль только, что уже поздно было оформляться на Первый (и последний) Фестиваль советского джазового авангарда в Цюрихе в июне того же года. Зато в Цюрихе со мной связался швейцарец Ральф Глух, который тогда начинал свою карьеру продюсера и концертного агента. Я порекомендовал ему "Три О" с Саинхо – они совершили успешное турне по Западной Европе, а я сам устроил в августе 1990-го в прямом эфире из 5-ой студии ГДРЗ, тогда еще Всесоюзного радио тоже первый (и тоже – последний) фестиваль импровизационной музыки, куда Саинхо приехала уже из-за границы – из Вены.
Саинхо не могли не заметить ни Лео Фейгин, ни московский продюсер Николай Дмитриев. Покойный Коля, или Ник, в отличие от меня был деловым человеком – он сразу взял быка за рога, – создал с Сергеем Курехиным лейбл "Длинные руки", а через несколько лет, открыл культурный центр "Дом", который и для Саинхо стал родным домом. А Лео Рекордз один за другим выпускали дуэтные диски Саинхо: с американским саксофонистом Недом Ротенбергом, корейцем Тан де Хваном, электронщиком Роем Кэрроллом, перкуссионистом Джерродом Кэгвиным. Вообще, дуэт наиболее естественная форма музицирования для Саинхо. Все-таки, три инструмента, созвучия, аккорды – это для культуры, которая не знает гармонии, уже слишком много. Уже в 21-м веке один итальянский продюсер попытался сделать из Саинхо авант-поп-звезду. Не без некоторого успеха (альбом Stepmother City), но, в конце концов, Саинхо вернулась к тому, с чего начинала к этно-авангарду, пластике (традиционные рисунки чаем) и литературе.
Ник Судник мог бы быть адекватным партнером для Саинхо: основатель легендарного авант нойз-проекта ЗГА (еще в Риге, еще в 1984 году). Но тогда, 10 лет назад, оба по отдельности занимались другими вещами. И в дуэте казалось, что главная в проекте – Саинхо, а Судник – аккомпаниатор, саунд-дизайнер. Но теперь, в течение этих 10 лет, раскрылся творческий потенциал Судника – выдающегося композитора, автора альтернативно-авангардных оперных циклов. И "Не совсем песни" слушаются по-другому: Саинхо Намчылак и Ник Судник равные партнеры, каждый трек – это как бы этюд будущих больших сочинений. И собранные вместе, они звучат если не как конспект оперы, то как план некоей очень серьезной психодрамы