Авторские материалы Ещё один Калининград, только северный: что расположено на Шпицбергене и чем обернётся недопуск Норвегией российских грузов
Персоны
Москва и Осло ведут консультации в связи с запретом провоза российских грузов на Шпицберген. Накануне стало известно, что Норвегия не пустила через свою границу грузовики с продовольствием и лекарствами. Они направлялись в российские поселки на архипелаге. Политики требуют отменить транспортную блокаду и ставят под сомнение норвежский суверенитет над Шпицбергеном. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.
Ещё один Калининград, но северный и очень холодный: зима на Шпицбергене начинается в сентябре, а морозы доходят до -46 градусов. Перед зимним сезоном российские шахтёры и полярники, которые работают на архипелаге, оказались в полной блокаде. Норвегия, ссылаясь на санкции, не пускает грузовики с едой, медикаментами, запчастями для снегоходов и тепловых станций. Под угрозой – подготовка к предстоящей зимовке, ведь до этого норвежцы закрыли свои порты для российских судов.
Сегодня в российском секторе Шпицбергена работают шахты российской компании "Арктикуголь", есть обогатительные фабрики, электростанции, котельные, склады и жилые посёлки. На архипелаге живут около 500 россиян. Продуктов хватит до августа. Сейчас российская сторона решает, как доставить грузы в обход санкций, рассказал генконсул России на Шпицбергене Сергей Гущин в эфире телеканала "Россия 24".
ГУЩИН: Трест "Арктикуголь" прорабатывает варианты транспортировки этих застрявших контейнеров норвежскими автомобильными предприятиями. Есть и другие варианты доставки грузов на Шпицберген, например напрямую из стран Европы. Недавно пришёл контейнер с продуктами, поэтому мы не голодаем. Есть ещё один способ доставки – напрямую из Мурманска. Норвегия пока не закрыла порты на Шпицбергене, это противоречило бы договору от 1920 года.
Исторически у архипелага – особый статус: до начала XX века это была "ничейная" территория. Затем Шпицберген признали частью Норвегии. При этом СССР, чьи границы были на таком же расстоянии от архипелага, получил неограниченное право на освоение западных островов.
Норвегия шаг за шагом отходила от договора. В конце 70-х королевство установило 200-мильную рыбоохранную зону, а в 2010 году Москва и Осло подписали соглашение, по которому морская граница с Норвегией переместилась на восток, и российские владения на архипелаге превратились в анклав.
Сегодня Осло транспортной блокадой нарушает права человека и международные соглашения. А попытки оставить российских шахтёров без продуктов питания аморальны по своей сути, заявил сенатор Константин Косачёв в эфире "России 24". Он напомнил положения статьи Парижского договора, которая обязывает королевство не препятствовать ввозу и транзиту грузов из России на северный архипелаг.
КОСАЧЁВ: Единственная прямая, никак не интерпретированная обязанность Норвегии по договору – это обеспечивать беспрепятственный транзит любых грузов из стран-участниц Парижского договора на архипелаг. И то, что сейчас это не происходит, на мой взгляд, является грубейшим нарушением Парижского договора, если брать юридическую сторону, и просто аморальным с точки зрения последствий таких санкционных решений, если они будут продолжаться, в отношении прав и интересов тех людей, которые работают на Шпицбергене.
Коллега Косачёва по Совфеду Андрей Клишас поставил под сомнение норвежский суверенитет над Шпицбергеном из-за блокады российских грузовиков с продуктами. Политик также подчеркнул, что в современном мире независимость – это способность гарантировать и защищать права своих граждан.
Сейчас Москва и Осло ведут консультации по деблокаде российской части архипелага. Россия также ожидает от Евросоюза разрешения вопроса по калининградскому транзиту. Литва, прикрываясь санкциями ЕС, устроила железнодорожную блокаду Калининградской области. В российском МИД расценили действия Литвы как враждебные и пригрозили недипломатическим ответом. По словам нашего генконсула на Шпицбергене, "адекватным" будет и ответ на действия Норвегии в отношении российских грузов.