Музыка автономных областей Беньямин Коппель и его Ultimate Jazz & Soul Revue: Все меняется… ну почти все

13 июля 2022, 01:31

На этой неделе мы собирались полностью погрузиться в музыку той автономной области, в которой авангардисты импровизируют на известные джазовые темы. Но из-за неожиданной смерти американского пианиста, композитора и музыковеда Блу Джина Тиранни ("Blu" Gene Tyranny), ограничиваемся не тремя, а двумя аудионовинками. И альбом Sober Head квартета Константина Cухана мы даже успели послушать.

Сегодня – датчанин Беньямин Коппель (Benjamin Koppel). С ним мы познакомились и даже подружились на нашем фестивале "Джаз" в саду Эрмитажа в 2013 году. Беньямин тогда снабдил меня несколькими своими компакт-дисками, о которых мы в нашей программе "CD-Гурман" рассказывали. Уже тогда ясно стало, что Коппель интересуется буквально всей музыкой мира, поэтому я не особенно удивился, когда в этом году вышли сразу два его двойных альбома. Причем на престижном швейцарском независимом лейбле – Unit records. Первый – the Art of Quartet – новый джаз, второй – как раз джазовые стандарты. Называется он Benjamin Koppel – Ultimate Jazz & Soul Revue – Полное джазово-соуловое ревю. Причем с квартетом Сухана у второго есть нечто общее. У Коппеля – это танцевальный блюз – ритм-энд-блюз и соул, а соул- как известно и есть ритм-энд-блюз, только по форме из духовных песнопений – спиричуэлов и госпел. Как и у Сухана – афроамериканский джаз и тоже на традиционной основе, но не эпохи фри-джаза (преимущественно – модального), а первого – 1950-х годов. Коппель признается, что это музыка его юности (у меня, кстати, тоже, только я был, так сказать, ее ровесником, а для него она уже была, скорее, недавней историей).

Надо сказать, что большинство джазовых музыкантов в молодости обязательно проходит через увлечение соулом и поп-песнями – от Рэя Чарльза и Ареты Франклин до Стиви Уандера до собственно соул-джазовых импровизаторов – Хораса Сильвера, братьев Эддерли, Рэмси Льюиса. Это увлечение Беньямина Коппеля удивительно: он сын знаменитого датского рок-музыканта и композитора Андерса Коппеля. Одного из трех Коппелей – сестры и двух братьев, которые основали в 1967 году знаменитую даже за пределами Дании "психоделическую" группу Savage Rose – "Дикая роза". Причем Коппели – это настоящая музыкальная династия – все они, в свою очередь, были детьми композитора Германа Коппеля. Но Андерс Коппель до семейной группы успел, как, кстати и я сам, пройти через увлечение соул-джазом и даже дал сыну имя Беньямин в честь Бенджамина Уэбстера (Ben Webster), знаменитого джазового саксофониста, в 1969 году поселившегося в Копенгагене.

Как лодку назовешь, так она и поплывет: Беньямин начинал с барабанов, но переключился на саксофон в возрасте 13 лет. И вот, можно сказать, воплощает в жизнь юношеские идеалы своего отца – причем вместе со старшей сестрой Мари Кармен Коппель (Marie Carmen Koppel). Они когда-то вдвоем уехали в Нью-Йорк, осваивать афроамериканскую музыку на практике, но Беньямин вернулся в Европу, а Мари Кармен так и осталась в Нью-Йорке и поет в хоре при афроамериканской церкви. Хотя в Копенгагене Беньямин Коппель проводит два фестиваля – Winter Jazz и Summer jazz, настоящий двойной альбом был записан на концерте в швейцарском Берне. И это классический соуловый квинтет плюс гитара: со знаменитыми американцами Скоттом Коули (Scott Coley) – бас, Бернардом Пёрди (Bernard Purdie) – ударные и самим Рэнди Бреккером (Randy Brecker) – на трубе; сам Коппель – альт-саксофон, а также Якоб Серенсен – клавишные и Сёрен Хеллер на гитаре.

Из 11 треков большинство – это джазовые вариации на известные соуловые номера – от Стиви Уандера до Ареты Франклин. Ее роль, собственно, и исполняет Мари Кармен Коппель, которая специально ради этого приехала из Нью-Йорка в Швейцарию на концерт, который и составил двойной альбом "Полное джазово-соуловое ревю". Альбом, как нам кажется, отличает от всего "ретро-джаза" нескрываемая ирония, какая бывает, когда мы начинаем переоценивать увлечения нашей юноcти, но при этом еще не испытываем по отношению к ней ностальгии. Особенно это чувствуется в интерпретации Коппеля и его секстета "песни" Them Changes Бадди Майлза – барабанщика из трио Джими Хендрикса Band of Gypsies.

Музыка автономных областей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация