Авторские материалы Нам не нужен сильный рубль: главное из интервью главы Минфина Антона Силуанова
Персоны
Сильный рубль вредит экспортёрам и бюджету; валютный бартер может стать заменой долларам и евро в расчётах: глава Минфина Антон Силуанов дал большое интервью газете “Ведомости”. Он вновь высказался за возврат “бюджетного правила”, при котором сверхдоходы от нефти идут в “кубышку” и меньше давят на рубль. Силуанов предлагает копить резервы и вести расчёты с партнёрами в “дружественных” валютах. Экономический обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов проанализировал ключевые заявления главного финансиста страны.
“Доллар по 50 – не наша новая реальность”, – заявил Антон Силуанов вразрез мейнстриму. Судя по последним опросам, 2/3 россиян хотят именно такой курс – и даже ниже. У министра своя правда: переукрепление нацвалюты плохо и для экспортёров – они меньше получают в рублях, и для бюджета. По подсчётам Силуанова, каждый рубль за доллар приносит около 130 миллиардов доходов. Получается, с начала года казна недополучила почти 2,5 триллиона рублей: в январе доллар стоил 76, сегодня – 59.
Из-за санкций пришлось отменить “бюджетное правило”, которое “уводило” лишние нефтедоллары в ФНБ. В то же время импорт резко “просел”. Всё это давит на укрепление рубля, говорит Силуанов. Он не прочь вернуть прежнюю практику в новой “валютной обёртке”. Доллар и евро для нас “токсичны” – их сразу заморозят западные центробанки. С валютами “дружественных” стран проблем нет. Поэтому, считает глава Минфина, если и принимать решение о возобновлении “бюджетного правила”, то интервенции должны производиться только в таких валютах. Пока непонятно, как это будет сделано, отмечает доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.
ХЕСТАНОВ: Чрезмерное укрепление рубля создаёт трудности экспортёрам и федеральному бюджету. Весьма вероятно, что будет создан механизм, который по своей логике будет напоминать “бюджетное правило”, но в качестве валют, которые будут размещаться в международных резервах, будут использованы валюты “дружественных” стран. Какие именно валюты будут выбраны, скорее всего, определится в ближайшее время.
Чёткое “да” валютным интервенциям должен сказать Центробанк. Но Эльвира Набиуллина не раз заявляла, что нерыночные попытки вернуть “старый курс” грозят девальвацией и снижением финансовой независимости России.
Всё же главное из интервью Силуанова – не попытка воссоздать систему предсказуемости курса рубля, а то, что Минфин не возражает против бартера вместо расчётов в валютах “недружественных” стран. Товарный бартер – это то, о чём говорил глава “Газпрома” Алексей Миллер на недавнем Петербургском форуме. Переход мировой торговли на бартерные сделки отправляет в утиль нефтедоллар и следом всю финансовую гегемонию Штатов.
У нашего Минфина в приоритете не чистый бартер товарами, а “операции через учёт в национальной валюте”. Простыми словами: дружественные центробанки открывают с Россией валютные свопы – взаимные счета. Через них, к примеру, Индия оплачивает российскую нефть, а мы – индийские лекарства и технику.
Минфин, по словам Силуанова, нацелен на перевод в рубли платежей по максимальному кругу товаров. Сегодня такая схема обязательна в расчётах “недружественных” стран за российский газ. А та же Индия решила начать проводить все международные торговые операции в рупиях. Комментирует финансист Александр Лосев:
ЛОСЕВ: Дальше все будут переходить на нацвалюты, и рынок капитала будет формироваться в национальных валютах, платежи будут в нацвалютах, потому что это безопаснее. И когда США используют доллар как оружие, это сразу вызывает процесс замены доллара в резервах и перехода на альтернативные способы оплаты товаров, на альтернативные валюты. Это подрывает основы доллароцентричной системы.
Рыночный курс рубля вернётся к нужным для Минфина значениям (65 – 75 за доллар) только при реальном восстановлении импорта, отмечают эксперты. По самым оптимистичным оценкам, это произойдёт не раньше осени.
Сегодня профицит бюджета бьёт рекорды – в первом полугодии он вырос в 3,5 раза и в распоряжении государства есть лишние 138,5 млрд долларов.
Но финансовое ведомство думает, чем ещё пополнить казну. Начнут с проверки сомнительных трат госкомпаний. Минфин разработал методичку по оценке расходов, не связанных с основными видами деятельности: аренда дополнительных помещений, люксовый автопарк и другие атрибуты богатой жизни. Финансовую дисциплину никто не отменял, тем более в условиях экономической войны Запада против России.