Соловьёв LIVE "Китаю незачем делать из Пелоси героиню"
Персоны
Прилёт Нэнси Пелоси на Тайвань и многое другое. В эфире "Вестей ФМ" авторский стрим Сергея Михеева на интернет-канале "Соловьёв LIVE", соведущий – Роман Голованов. Гости: востоковед Юрий Тавровский и первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
МИХЕЕВ: Если честно, мне всё нравится. Во-первых, давайте не будем выскакивать из штанов и торопить события. Пока прошло очень мало времени, чтобы рассказывать про реакцию Китая, какая она есть, какая она будет. Мы ожидали, что они собьют самолёт с Пелоси? Мне кажется, не было ни одного шанса. Не знаю, кто это ожидал. Это могли ожидать или только совсем авантюрно настроенные люди, не понимающие ничего в этой ситуации, или романтики политического процесса. Мне кажется, не было ни одного шанса, что китайцы будут сбивать этот самолёт. Вообще сами китайцы про это ничего не говорили никогда. Это было бы для них совершенно невыгодно, обернулось бы против них, и я думаю, что на самом деле они этого делать и не собирались. Это первое. Второе: что касается каких-то действий, чтобы не допустить посадку Пелоси, – насколько я понимаю, такие действия были.
Американцы боялись, и это видно. Судя по всему, они до последнего шифровались и понимали, что китайцы могут что-нибудь предпринять. Но это всё ерунда по сравнению с тем, что дальше: китайцы никогда ничего такого внезапно не предпринимают. Реакция китайцев, вне всякого сомнения, последует. Будет ли она в военной плоскости, будет ли она касаться Нэнси Пелоси, будет ли она касаться американцев или только Тайваня – посмотрим. Для нас важно не это, потому что делать из Пелоси героиню, топить её в море – а зачем? Лучше выставить её сумасшедшей бабкой, которая дестабилизирует ситуацию в отношениях между США и Китаем и ставит мир на грань третьей мировой войны – это гораздо правильнее. А вот вопрос, что будет дальше? А вот что. Почему я доволен? Потому что, конечно же, одними из бенефициаров этой истории являемся мы с вами: во-первых, доверие между США и Китаем потеряно, и потеряно, судя по всему, если не окончательно, то надолго.
* * *
ТАВРОВСКИЙ: Интрига развивалась очень напряжённая, интересная интрига была, мы все следили. И смотрите, эта героическая женщина Нэнси Пелоси ведь превозмогла сопротивление собственного президента, который выступал против этого визита, собственных военных, которые тоже отозвались весьма неодобрительно; кстати, она преодолела и возражения тайваньских властей, поскольку на них на определенном этапе подействовали угрозы Пекина и они несколько дней назад отозвали приглашение. Но затем она по своим каналам смогла подействовать на них, они возобновили приглашение, и вот она на Тайване, и ей предстоит довольно напряжённая программа. Вы спрашиваете, воспринимают ли это китайцы как унижение? Я думаю, для Китая это не унижение – это эпизод в новой главе, которую пишут Америка и Китай в книге о своих отношениях.
* * *
МИХЕЕВ: Дешёвое шоу Пелоси окажется, на мой взгляд, менее эффективным и гораздо более легковесным, чем то, что американцы потеряют. И всё-таки очень важно понять: она сама на этом настояла или это постановка, согласованная с американскими властями. Официальная позиция такая: Байден был против, военные отговаривали, а она сама настояла, поэтому она как частное лицо полетела. но если это так, это означает раскол внутри правящей элиты демпартии, это значит, что они конкурируют, это значит, что нет координации действий, это значит, что у Пелоси снесло башку от собственной важности. Она хочет умереть, так с музыкой, что называется. Она думает только о собственном пиаре. Может, она вообще считает, что она возможный кандидат в президенты. Вот что это означает – очень поверхностную, очень неглубокую игру, которая в том числе свидетельствует о кризисе внутри американской политической системы.
* * *
МИХЕЕВ: Я не верю ни в какую третью мировую войну по поводу Тайваня.
* * *
МИХЕЕВ: Я никогда всерьёз не поддерживал тезис о существовании китайской угрозы. Что касается исторических претензий китайцев на наши территории, мне кажется, они сильно преувеличены. Я на всякий случай напомню, что Китай существовал как государство ещё тогда, когда нас в этих местах ещё даже не было. Друзья мои, они могли колонизировать Сибирь ещё в те времена, когда наша государственность была еще в зачаточном состоянии. Но они от этой Сибири всегда отгораживались. Да, времена прошли, многое изменилось, но никаких исторически зафиксированных серьёзных попыток экспансии на север китайцы не предпринимали. В значительной степени все эти разговоры про китайскую угрозу появились у нас на фоне ухудшения отношений между Хрущёвым и Мао Цзэдуном и инцидента на Даманском. После этого китайцы стали договариваться с американцами, та же политика Киссинджера, и наши отношения осложнились, и на фоне этого появились все эти разговоры и тексты по поводу китайской угрозы, по поводу "желания" китайцев захватить нашу Сибирь и прочее. Может быть, где-то у кого-то, у каких-то китайских руководителей или у каких-то китайских военных и есть теоретически такие планы, но сказать, что это системная политика Китая – нет для этого оснований.
* * *
ДЖАБАРОВ: Несмотря на ту радость, которую сейчас выражают некоторые американские политики – "мы победили, продавили, не испугались", – это победа пиррова, она, мне кажется, боком выйдет американцам. Во-первых, китай реально понял, что ему надо и дальше сближаться с Россией, потому что без поддержки России противостоять Соединённым Штатам Китаю сложно. Во-вторых, конечно, Китай это не забудет. Китайцы никогда сгоряча ничего не делают, я думаю, они продумают очень болезненный для американцев ответ.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Соловьёв LIVE. Все выпуски
- Все аудио
- Время Голованова
- Михеев говорит
- Поле Куликова