Авторские материалы Музыкальное произведение, ставшее памятником: 80 лет со дня исполнения легендарной Седьмой симфонии Шостаковича

9 августа 2022, 17:21

Персоны

9 августа исполняется 80 лет со дня исполнения легендарной Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. Трансляция концерта из большого зала филармонии шла по радио на всю страну. Слушали симфонию и на передовой. В тот день всем стало понятно, кто победит в битве за город. Страницы истории создания знаменитого произведения перелистал корреспондент “Вестей FM” в Петербурге Олег Яхонтов.

Седьмая – “ленинградская” – симфония Дмитрия Шостаковича – это больше, чем музыка. Это и символ борьбы советского народа с фашизмом, и рассказ о трагической судьбе Ленинграда и его жителей, и грозное оружие, поскольку произведение подарило людям веру в победу над врагом. Как рассказывал сам Шостакович, он писал симфонию быстрее, чем предыдущие произведения, пытаясь запечатлеть образ страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. По словам народного артиста СССР и главного дирижера Всероссийского юношеского симфонического оркестра Юрия Башмета, исполнение сегодня на стрелке Васильевского острова Седьмой симфонии – огромная ответственность. Ведь речь идет не просто о музыке, а о музыкальном памятнике.

БАШМЕТ: Должно все совпасть: время, звук, настроение. Партитура очень сложная, большая. Седьмая “ленинградская” – это единственный пример в мировой музыкальной литературе, когда музыкальное произведение стало памятником.

Дмитрий Шостакович начал работать над симфонией уже в первый день войны и отрывался от сочинения, только когда дежурил на крыше консерватории как боец пожарной команды ПВО. Композитор просился на фронт, но худому, близорукому, похожему на примерного ученика с первой парты профессору консерватории отказывали. За невероятно короткий срок Шостакович написал 3 части будущей симфонии и вместе с женой и двумя маленькими детьми был вынужден эвакуироваться в Куйбышев. Композитор начал писать финальную – четвертую – часть, которая олицетворяла торжество добра над злом, но она давалась ему сложно. Сводки с фронтов о тяжелейших боях и мысли о матери и сестре, которые остались в осажденном Ленинграде, не давали покоя. Даже в письмах к своему близкому другу, руководителю ленинградской филармонии Ивану Соллертинскому, Шостакович признавался, что торжественно-победный финал “не пишется”. Но, несмотря на это, за несколько дней до наступления 1942 года произведение было полностью закончено.

ШОСТАКОВИЧ: Моя Седьмая симфония навеяна грозными событиями 1941 года, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом. Моему родному городу Ленинграду я посвящаю это сочинение.¶

После премьеры Седьмой симфонии в Куйбышеве и исполнений по всему миру было решено представить произведение в городе, которому оно было посвящено, – в Ленинграде, что представлялось неимоверно сложным в условиях блокады. Это был еще один подвиг – подвиг музыкантов, которые после самой страшной блокадной зимы начали репетировать симфонию. На первую репетицию смогли прийти всего лишь 15 музыкантов оркестра Ленинградского радио – единственного симфонического коллектива, оставшегося в городе. Она продолжалась всего 15 минут. Больше истощенные музыканты играть просто не могли. А для исполнения произведения требовалось 80 человек. Музыкантов искали по объявлениям, во фронтовых агитбригадах и военных духовых оркестрах. Дирижера Карла Элиасберга абсолютно истощенного вначале привозили на репетиции на санках. Потом ему выдали велосипед, на котором он искал и собирал музыкантов под вражеским огнем. По словам музыканта Надима Айдарова, некоторых исполнителей отозвали прямо с фронта и тяжелых общественных работ.

АЙДАРОВ: Скрипач, который полгода был на общественных работах экспедитором, пришел и впервые за долгое время взял в руки скрипку. Посмотрел на руки, которые были окоченевшими, поврежденными, и стал извлекать звуки, удивляясь тому, что они появляются, что он может держать смычок в руке.

Это Надиму рассказал его дед Жавдет Айдаров – барабанщик того самого ленинградского блокадного оркестра. Ему доверили соло в теме нашествия, когда в красивую величавую мелодию спокойствия вдруг начинает вплетаться под сухой стук малого барабана очень простой и вначале безобидный марш, который затем перерастает в музыкальный образ вселенского зла, подавления и войны. Эта часть симфонии заставляла публику буквально вжиматься в кресла от осознания неотвратимости беды. Именно так её понимал и дирижер Карл Элиасберг.

Музыкальная тема нашествия проводится в симфонии 11 раз. И кажется, что зло ничто не может остановить, но в своей кульминации главная партия – партия добра и спокойствия – одерживает победу. По крайней мере дарит надежду на нее. Вторая часть посвящена образам родного Ленинграда в мирное время, а третья – это реквием по погибшим. Причем вначале Шостакович хотел даже написать слова для этой части симфонии, но в итоге она осталась целиком инструментальным произведением. И, наконец, в финале борьба света и тьмы продолжается, главная партия набирается энергии сил и побеждает "эпизод нашествия”.

Исполнение Седьмой симфонии в Большом зале филармонии стало для Ленинградцев особым событием. Здание было ярко освещено. А накануне и в день концерта велась мощная артподготовка – операция “Шквал”, чтобы к Ленинграду не прорвался ни один вражеский самолет. Концерт транслировался по радио и уличным громкоговорителям. Когда оркестр стих, воцарилась мертвая тишина. И в следующий миг она взорвалась аплодисментами. Как вспоминала гобоистка оркестра Ксения Матус, "это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли". Позже Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича назовут "ленинградской" – с легкой руки поэтесса Анны Ахматовой, которая написала:¶

А за мною, тайной сверкая¶
И назвавши себя “Седьмая”,¶
На неслыханный мчалась пир,¶
Притворившись нотной тетрадкой,¶
Знаменитая ленинградка¶
Возвращалась в родной эфир.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация