Авторские материалы Вторая жизнь “Ленинского комсомола”: легендарную АПЛ выставят в музее

13 сентября 2022, 16:04

Персоны

Уже в будущем году первая советская подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" станет центром экспозиции музея военно-морской славы “Остров фортов” в Кронштадте. Для транспортировки и ремонта огромной субмарины туда была проведена уникальная “операция”, за финалом которой наблюдал корреспондент “Вестей FM” в Санкт-Петербурге Олег Яхонтов.

В ближайшие дни в Кронштадте завершат уникальную “операцию” по транспортировке легендарной атомной подводной лодки К-3 “Ленинский комсомол” в создающийся музей военно-морской славы “Остров фортов”. Для этого прочный корпус подлодки разрезали на две части по проекту того же конструкторского бюро, которое и создавало более 60 лет назад эту субмарину. Ее разделили аккуратным и “безвредным” образом, а для провоза судна по улицам Кронштадта в городе демонтируют, а потом вновь восстановят более 70 дорожных конструкций. После транспортировки, по словам главного инженера проекта строительства конгрессно-выставочного центра Игоря Павлова, обе части соединят без потери прочности и изменения внешнего вида.

ПАВЛОВ: Под нее подготовлена фундаментная плита толщиной целых 800 миллиметров. Над лодкой будет возведен световой фонарь. Здание будет оснащено стеклянными фасадами, которые позволят видеть лодку даже с территории Финского залива.

Выведенная из состава ВМФ в 1991 году первая советская и третья в мире атомная субмарина 30 лет провела в доках судоремонтного завода в Мурманской области без отсека с ядерным реактором. К моменту, когда ее на понтонах доставили в Кронштадт, корпус судна буквально сыпался, и, по словам гендиректора Кронштадтского морского завода Анатолия Белоева, специалистам пришлось снять более тысячи квадратных метров внешней обшивки.

БЕЛОЕВ: Мы должны были вначале войти в отсеки. Шла работа по вентиляции, по дегазации, радиационный контроль там проводился, чтобы было безопасно туда входить. Практически месяц заняла именно подготовка, чтобы можно было работать внутри.

Затем началась кропотливая работа по замене и восстановлению некоторых важных агрегатов субмарины, а главное – придания ей плавучести. С помощью 4 буксиров судно преодолело последние несколько десятков морских миль, которые с полным правом можно приплюсовать к пройденным 130 тысячам. В том числе и под льдами Северного ледовитого океана: первая, принципиально новая по конструкции советская атомная подводная лодка К-3 летом 1962 года впервые в истории дважды прошла точку Северного полюса, а затем, пробив корпусом толщу льда, всплыла, доказав всему миру, что советские корабли способны выполнять боевые задачи в высоких широтах. А экипаж атомохода основал флотскую традицию: подводники вышли на лед и... сыграли в футбол.

Была в истории подводной лодки и трагическая страница, когда, будучи на боевом дежурстве в Норвежском море, на судне произошел пожар и погибли 39 человек. Взрыва торпед, в том числе с атомными боевыми частями, удалось избежать благодаря героизму команды. Лодка самостоятельно вернулась в базу.

Еще в начале 2000-х было принято решение о превращении подводной лодки в музейный экспонат, но ждать этого пришлось долго. В результате, по словам гендиректора Кронштадтского морского завода Анатолия Белоева, лодку буквально спасли, подарив ей новую жизнь. Хотя бы на суше.

БЕЛОЕВ: Заменен легкий корпус в объеме больше 1000 кв.м. Изготовлены 24 тонны “набора” легкого корпуса. Сделаны опоры, на которых лодка будет стоять. 240 тонн этих металлоконструкций снизу прикреплены к лодке.

В Финском заливе есть всего 2 места, где можно было поместить К-3 на баржу “Атлант”, которая на нужной глубине – 18 метров – могла принять огромное судно на борт, чтобы потом поднять его до уровня причалов в Кронштадте. В создающемся музее военно-морской славы атомную подводную лодку К-3 “Ленинский комсомол” можно будет увидеть уже в следующем году.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация