Авторские материалы Новое слово в полярной технике: чем уникальна российская ледостойкая платформа "Северный полюс"
Персоны
Россия после 9-летнего перерыва возрождает программу дрейфующих полярных станций в Арктике. Ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" начала путь к Новосибирским островам, чтобы вмерзнуть в лёд в море Лаптевых. С подробностями – корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Ледостойкая самодвижущая платформа "Северный полюс" выходит из Кольского залива и берет курс в море Лаптевых, к Новосибирским островам. Именно там начнет свой двухлетний отсчет экспедиция "Северный полюс – 41".
Подобные поездки не проводились уже 9 лет. Из-за всемирного потепления и таяния полярных льдов держать на них "зимовщиков" стало опасно, и экспедиции отменили. Но на смену палаткам теперь пришло специальное судно. И это – новое слово в морской полярной технике. Задача платформы – дрейфовать вместе со льдами. Она может даже в них вмерзнуть, а ученые, пребывая в это время на ней, будут проводить свои исследования, пояснил главред журнала "Арктические новости" Александр Игнатьев.
ИГНАТЬЕВ: Она даже необязательно должна вмерзать в лёд. Она, если понадобится, может вмёрзнуть, но в принципе сможет совершать и какие-то собственные переходы. Тем более сейчас в условиях потепления открытой воды становится всё больше. Так что это повышает эффективность научных исследований.
Платформу заложили на адмиралтейских верфях менее 4 лет назад. И очень быстро построили. Потом перегнали в Мурманск. Основные технические особенности – спецметалл толщиной в 2,5 см и яйцевидная форма, повышающая прочность. Никакие льды ей не страшны. Устойчивость во время качки – великолепная, отмечают специалисты. Так, уже после выхода на свой первый маршрут платформа попала в 6-балльный шторм и достойно выдержала испытание. Естественно, на ней есть и вертолетная площадка. А еще у "Северного полюса" – уникальная манёвренность. Она может поворачиваться практически на месте, рассказал телеканалу "Россия 1" электромеханик судна Олег Матылицкий.
МАТЫЛИЦКИЙ: Винторулевая колонка, допустим, находится в этой части. То есть пароход – как вертолет: может развернуться вокруг своей оси. Не выходя за пределы. То есть какой курс скажут – тот он и возьмет.
Так было раньше – все вместе в холодной палатке. Комфорт полярникам непривычен, но отныне доступен. Экипаж ледовой самодвижущейся платформы – 14 человек, научный персонал – 34 человека. И теперь у каждого – своя каюта, сообщил первый помощник капитана Виталий Набок.
НАБОК: Одноместные каюты – это важно. Потому что во время длительных рейсов, уже, бывает, друг друга неохота и слушать. А здесь один человек – можно и музыку послушать, и что-нибудь посмотреть.
Самодвижущая платформа даёт гораздо больше возможностей для научной работы, нежели какой-то другой корабль ледового класса или тем более льдина. На "Северном полюсе" оборудованы 15 научных лабораторий, в которых учёные смогут круглогодично выполнять комплексные исследования Арктики, дополняет Александр Игнатьев.
ИГНАТЬЕВ: Действительно, ни у кого нет такой научной станции. Проводятся, конечно, исследования на борту каких-то судов, ледоколов. Но для этих судов научные исследования – это дело второстепенное. А это судно предназначено для исследований, максимально приспособлено для них, с наличием всего необходимого оборудования, которое можно расширять, дополнять, менять, устанавливать более совершенное и так далее.
В море Лаптевых самодвижущаяся платформа "Северный полюс" вмерзнет в лёд и в таком автономном плавании проведет 24 месяца. Экипаж с помощью вертолетов будут менять примерно раз в полгода.