Авторские материалы Россия вышла из зерновой сделки, но готова к диалогу
Персоны
Российская сторона приостановила участие в зерновой сделке и больше не может гарантировать проход кораблей с продовольствием, об этом сообщил посол РФ в Турции Алексей Ерхов. Украина, Турция и ООН согласовали план движения судов 31 октября в Черном море в рамках зерновой сделки без участия России, и такое решение ни к чему не обязывает Москву после того, как корабли Черноморского флота, обеспечивающие безопасность зернового коридора, были атакованы ВСУ из коридора безопасности, обозначенного в сделке. О развитии событий – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Александра Ельшевского.
Россия больше не может гарантировать безопасность гуманитарных коридоров, по которым идут поставки продовольствия согласно "зерновой сделке". Об этом официально сообщил российский посол в Турции Алексей Ерхов. Принятые решения о проходе 16 судов в рамках "черноморской зерновой инициативы" не имеют силы после того как вооруженные формирования Украины пытались атаковать военные корабли в Севастополе. Минобороны Турции подтвердило, что выход зерновозов из украинских портов приостановлен.
Черноморский флот обеспечивает безопасность прохода кораблей с продовольствием. Нападение было совершено при помощи морских беспилотных аппаратов неизвестной модификации. Обломки подняли и смогли выяснить их иностранное происхождение. Также военные специалисты утверждают, что атака была проведена под руководством представителей Великобритании.
Специалисты провели экспертизу навигационных модулей канадского производства, установленных на атаковавших флот морских беспилотниках. Им удалось считать информацию из систем и выяснить маршрут: беспилотные аппараты запустили с побережья в районе Одессы, после чего они шли по зоне безопасности зернового коридора и, подобравшись достаточно близко к цели, повернули в сторону Севастополя.
Один из морских беспилотников, по данным российских военных, указывает точку старта непосредственного из зернового коридора в Чёрном море. Это говорит о том, что его могли запустить с борта одного из гражданских судов, зафрахтованных Киевом или одной из стран НАТО для вывоза зерна.
При этом американский разведывательный беспилотник RQ-4B Global Hawk, вылетевший с Сицилии, несколько часов кружил над нейтральными водами Черного моря вблизи Крыма как раз в то время, когда морские беспилотники шли к своим целям. Эксперт Валдайского клуба, военный публицист Владислав Шурыгин считает, что это были испытания, за которыми внимательно следили заказчики из стран НАТО.
ШУРЫГИН: Это была комбинированная атака, воздушные дроны использовали для отвлечения внимания, пока на воде пытались прорвать заграждения и их прорвали. Несколько штук зашли, там их обнаружили и уже начали охоту. Это средний дрон он не приспособлен, что бы топить какие-то корабли. Там боевая часть как у средней ракеты, в 50-70 кг, тогда как у нормальной в 200 кг. Это было испытание как дронов так и систем управления. Но эффективность показали околонулевую, так как были обнаружены и уничтожены.
Украинские спецслужбы пока не взяли на себя ответственность за нападение, но в социальных сетях было опубликовано сообщение на английском языке: "Время хлопка!". Позже в сети появилось видео, на котором, по предположениям, записан момент нападения с камер тех самых беспилотных лодок. В кадр попала носовая часть аппарата, судя по некоторым деталям и расположению камеры, они похожи на тот морской беспилотник, который ранее прибило к берегу Крыма в конце сентября. Тогда, после обследования специалистами, опасный объект отбуксировали и уничтожили в открытом море.
Эксперты военно-морского института США утверждают, что это может быть надводный беспилотный дрон украинского производства. В его основе лежит канадский двигатель от гидроцикла фирмы Sea-Doo, судя по изображениям, возможно, модель GTX или Fish Pro, которые могут разгоняться больше чем до 100 километров в час.
Но если гидроциклы делают из стекловолокна и углепластика, то выброшенный на берег дрон был склепан из алюминиевых листов. Он был оснащен камерой и системой дистанционного управления. Боевой частью, скорее всего служит взрывчатка, которая детонирует от контактного взрывателя от советской фугасной авиабомбы ФАБ-500.
Это далеко не первый случай в современной истории, когда морские беспилотники используют для нападения на военные корабли. Движение хуситов в Йемене и "Аль-Каида" (запрещена в России) используют лодки со взрывчаткой и дистанционным управлением. В 2017 году два моряка на борту фрегата Королевских ВМС Саудовской Аравии "Аль-Мадина" были убиты в результате атаки беспилотного катера.
Ранее все подобные беспилотники были сделаны на основе обычных лодок с экипажем и сохраняли место для пилота. Но этот беспилотник, обнаруженный на берегу Крыма, изначально сделан в расчёте на удаленное управление. Таким образом создатели смогли добиться значительно меньших размеров и более низкого профиль, что затрудняет обнаружение и противодействие, но при этом на борту может быть значительное количество взрывчатки.
В результате атаки со стороны украинской армии на корабли Черноморского флота повреждения получили морской тральщик "Иван Голубец" и боносетевое заграждение в бухте Южной. После этого Россия заявила, что приостанавливает свое участие в зерновой сделке. Соглашение было заключено для облегчения продовольственного кризиса и увеличения поставок зерна в беднейшие страны, в которых есть угроза голода.
В МИДе, со ссылкой на данные ООН по состоянию на 26 октября, сообщили, что через гуманитарный коридор, открытый Россией на Черном море, прошло 390 судов. Они вывезли около 8,9 миллионов тонн продовольствия из портов Одессы, Южного и Черноморска. Но половина всех поставок пришлась не на беднейшие страны, а на Евросоюз и такие развитые государства, как Великобританию, Израиль и Южную Корею. Нуждающиеся же государства, такие, как Сомали, Эфиопия, Йемен, Судан и Афганистан, получили всего 3% продовольствия.
Около 70 судов за все время сделки были задержаны или отстранены из-за постоянных нарушений и попыток контрабанды. Вместе с этим российская сторона неоднократно заявляла о неисполнении ряда пунктов сделки. В том числе договоренности о том, что зерно должно идти в беднейшие страны. Обещания же по снятию санкций с российского судоходства, занятого в экспорте зерна и удобрений, не были выполнены: остались проблемы со страхованием и обслуживанием судов в портах, а также оплатой поставок. Но Москва готова к диалогу и уведомила об этом Турцию и ООН. Срочные вопросы будут решаться дистанционно.