Авторские материалы Без "двойного дна": условия возобновления участия России в зерновой сделке

1 ноября 2022, 15:07

Персоны

Москва продолжит диалог с ООН и Турцией о перспективах зерновой сделки, об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин. Без гарантий безопасности со стороны Киева для гуманитарного коридора, по которому вывозится зерно, Россия не может возобновить участие в зерновой сделке. Пока этот коридор используют для атак на российские корабли и попыток контрабанды вместо снабжения продовольствием голодающих, Москва приостанавливает свое участие в "черноморской зерновой инициативе". Об условиях возобновления гуманитарной сделки – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Александра Ельшевского.

Украина должна гарантировать безопасность гуманитарного коридора, по которому идут корабли с продовольствием для нуждающихся стран. Россия пока приостанавливает свое участие в зерновой сделке, но не отказывается от гуманитарной миссии. Об этом заявил президент России Владимир Путин. Речь не об отказе, а именно о приостановке, объяснил журналистам президент РФ.

ПУТИН: Мы не говорим о том, что прекращаем свое участие в операции, мы говорим о том, что приостанавливаем. Одним из организаторов был секретарь ООН, и сотрудники ООН принимают активное участие, за что им огромное спасибо. Но пусть они тогда проведут работу с Украиной, и Украина должна гарантировать, что для гражданских судов и судов обеспечения России угроз создаваться не будет. Послушайте, я не знаю, давало Минобороны это или нет, но это не шутки: эти аппараты – под 6 метров. Если попадет, то там ни от зерна, ни от корабля ничего не останется. А виноваты будем мы. Поэтому Минобороны правильно ставит вопрос о том, чтобы провести работу с ООН, а те – с Украиной, что бы она гарантировала безопасность этого коридора.

29 октября беспилотный морские суда атаковали корабли Черноморского флота, которые обеспечивали безопасность маршрута вывоза зерна. Часть маршрута атакующие прошли под прикрытием зернового коридора и, по одной из версий, могли быть запущены с гражданского корабля, зафрахтованного для перевозки продовольствия под предлогом гуманитарной миссии. Это помогло морским беспилотникам атакующих подобраться незамеченным практически к самому Севастополю. Дроны были обнаружены на ближних подступах и уничтожены. После этого Россия приостановила свое участие в зерновой сделке.

Пресс-секретарь президента, Дмитрий Песков, подчеркнул, что без участия России и гарантий безопасности с ее стороны значительно повышаются риски любых операций на Черном море, и изменение ситуации требует дипломатических усилий.

ПЕСКОВ: Конечно, когда Россия не может гарантировать безопасность в тех районах судоходства, такая сделка становится нереализуемой и приобретает иной характер, гораздо более рискованный и негарантированный. По линии дипломатических ведомств продолжаются контакты с турецкой стороной и ООН.

Глава МИД России Сергей Лавров на встрече с турецкой стороной прямо заявил о необходимости получить гарантии от Украины, что гуманитарный коридор для вывоза зерна больше не будет использоваться для ведения военных действий против России; только при таком условии возможно начать обсуждать возобновление движения судов.

Зерновую сделку – то есть международное соглашение о создании гуманитарного коридора для вывоза зерна из украинских портов под предлогом улучшения ситуации с продовольственным кризисом в мире – заключили Россия, Украина, Турция и ООН 22 июля в Стамбуле. При этом Россия и Украина по отдельности подписали соглашения с ООН и Турцией.

Согласно договору, вывоз сельхозпродукции шел через подконтрольные Украине порты Одессы, Черноморска и Южного. Акватория была заминирована войсками Киева еще весной, и проводить корабли через безопасный фарватер должны были украинские моряки. За погрузкой зерна в портах наблюдали представители Украины, а также Турции и ООН. Они должны были следить за тем, чтобы на судах не провозили боеприпасы и оружие. В Стамбуле корабли должны были проходить повторную инспекцию и только после этого следовать в порты назначения.

Вторая часть сделки состояла в снятии санкций с российской сельхозпродукции и удобрений, которые запретили к экспорту на мировые рынки. Россия дала гарантии безопасности, и суда с украинским зерном пошли. Но большая часть продовольствия попала не в беднейшие страны, а во вполне развитые. Кроме того, было зафиксировано больше 70 случаев нарушений правил судоходства и попыток контрабанды, в том числе военной продукции. При этом та часть сделки, которая касалась российского зерна и удобрений, так и осталась на бумаге. Об этом заявил на заседании Совета безопасности ООН постоянный представитель России при всемирной организации Василий Небензя.

НЕБЕНЗЯ: Сначала Украина пыталась не выпускать суда из ею же заминированных портов через созданные Россией гуманитарные коридоры, оказывала политическое давление. Теперь использует зерновой коридор в военных целях. Нужно выбрать, что хотят бенефициары – решить вопрос с продовольствием, и тогда Россия может поставить продовольствие. Но если дело в том, чтобы не пустить российское зерно на мировые рынки и дать Украине совершать провокации и диверсии, – это другой разговор. Давайте определяться, по какому пути идем.

Без полноценной инспекции судов, которые провозят продовольствие из Украины, уточнения их маршрутов зерновая сделка невозможна. Об этом заявил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачёв в эфире телеканала "Россия 24". В этом случае Россия, по мнению сенатора, должна прокладывать свои маршруты для поставок продовольствия беднейшим странами.

КОСАЧЁВ: Если мы не можем убедиться, что нет двойного дна, то и сделки быть не может. Нужно инспектировать все суда. Если таких гарантий нет, то маршруты нужно свернуть, а Россия должна проложить свои собственные маршруты поставок нуждающимся.

По мнению сенатора, ООН в лице Совбеза должна была тоже гарантировать реализацию зерновой сделки, а не самоустраняться под предлогом того, что у организации нет механизмов, которые могли бы отменить введенные против российского зерна и удобрений санкции.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация