Авторские материалы Без судимостей будут все водители: Госдума приняла новый закон о такси

22 декабря 2022, 13:34

Персоны

Госдума приняла в третьем – окончательном – чтении правительственный законопроект, регулирующий работу такси. Новые требования призваны навести порядок в сфере таксомоторных перевозок, уйти от "серых" схем в работе с моментa, когдa машина вышла в рейс, до получения стрaховой выплaты. С документом познакомился корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

В законопроекте "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси" депутаты попытались отразить все стороны работы в этой сфере, начиная с внешнего вида автомобилей. Станет обязательным размещение "шашечек" на кузове, а также фонаря оранжевого цвета на крыше. В салоне машины должны быть размещены сведения о машине, водителе, перевозчике, номер телефона для приема жалоб и предложений и информация об актуальных тарифах. Причем Москва, Петербург, Севастополь и граничащие с ними регионы смогут устанавливать свой минимальный тариф на поездку в такси. Таксомоторные парки и агрегаторы заказов должны проводить мониторинг контроля качества услуг такси и формировать рейтинги водителей в электронной форме, чтобы он был доступен клиентам при заказе машины. По словам председателя Комитета по вопросам развития таксомоторных перевозок Московской торгово-промышленной палаты Богдана Коношенко, большинство таксомоторных компаний уже давно предоставляют такую услугу, но пока делают это добровольно:

КОНОШЕНКО: Это история, которая уже фактически сложилась на рынке, и сегодня, практически все агрегаторы такси, которые распределяют заказы на водителей, они ведут определенные рейтинги этих водителей. Это делается на добровольной основе, но если это прописано в законе, то это только улучшит ситуацию.

До работы в такси не допустят водителей, имеющих более трех неуплаченных штрафов за нарушение правил дорожного движения, а главное – установлен запрет на передачу заказов водителям с неснятой и непогашенной судимостью за преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности. В таксомоторных компаниях с этим полностью согласны и уже давно требуют от водителей справки об отсутствии судимости. Однако пока по закону это касается лишь водителей, работающих по найму. В новой редакции закона несудимыми должны быть все водители такси в том числе ИП и самозанятые. По мнению председателя Комитета по вопросам развития таксомоторных перевозок Московской торгово-промышленной палаты Богдана Коношенко, поправка нужная, но требующая дополнений:

КОНОШЕНКО: На сегодняшний день, все более или менее крупные и понятные перевозчики обязательно отслеживают этот момент, и стараются таких людей для обслуживания пассажиропотока не допускать. Необходимо не только прописать это в законе, но и предусмотреть механизм, каким образом руководство таксомоторной компании могло бы это получить. Даже с согласия водителя, претендующего на то, чтобы получить автомобиль.

Законопроектом вводится ответственность служб заказа за вред, причиненный при перевозке легковым такси, жизни, здоровью, имуществу пассажира. К пожеланиям профессионалов отрасли депутаты прислушались и заменили солидарную ответственность на субсидиарную, когда основной ответчик – это водитель, но, если он не сможет выполнить обязательства, пострадавший может обратиться ко второй стороне – таксомоторному парку. По словам председателя общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, это логично и не противоречит Гражданскому кодексу:

ЗОТОВ: Все участники процесса – и водитель, и таксомоторная компания, и агрегатор должны отвечать по своим обязательствам. Но при этом водитель не должен освобождаться от ответственности. У нас должна быть правильнее описана ответственность всех участников данного процесса, и в этом случае мы обеспечим безопасную поездку.

Появились в законопроекте и спорные, с точки зрения профессионалов, пункты. Например, водителей предполагается экзаменовать на знание городских достопримечательностей, спортивных, медицинских и образовательных объектов. Причем, таксисты должны еще знать маршрут. По мнению председателя общественного движения "Форум такси" Олега Амосова, в Москве или Петербурге с такой аттестацией не справится даже профессиональный экскурсовод, а в эпоху навигаторов он бесполезен:

АМОСОВ: Между Москвой и областью есть договор, когда одни машины могут работать в соседнем регионе. Водитель сдает на достопримечательности своего родного города, предположим, Серпухова. И вот этот водитель приезжает в Москву. Он имеет право работать в Москве? Имеет! Откуда он знает достопримечательности? Ну, пускай частично он даже знает какие-то достопримечательности Москвы. Приехал он Звенигород. Он знает, где там монастырь расположен? Да нет, конечно! Кто будет заниматься обучением? Им будут выдавать какой-то сертификат? Значит какой-то орган должен создастся, где будут обучающие классы, где будут проходить экзамены, какие-то нормативные документы по обучению должны быть разработаны!

Помимо этого, крупные службы заказа такси обязаны иметь представительства в регионах и хранить персональные данные клиентов только на российских серверах. В каждом регионе будут созданы три реестра легковых такси – служб заказа, перевозчиков и самих легковых такси. Эти данные должны быть общедоступны. К работе в такси допустят самозанятых граждан при условии страхования ответственности и заключения договора с агрегатором.

Основные положения нового закона о такси вступят в силу уже 1 сентября следующего года.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация