Авторские материалы Предел скорости – 25 километров в час: правила для электросамокатов вступают в силу
Персоны
С 1 марта вступают в силу поправки в Правила дорожного движения, в том числе касающиеся средств индивидуальной мобильности, которые выделены в отдельную категорию. Теперь это транспортные средства, подчиняющиеся четким правилам. В них разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Правила для водителей электросамокатов, моноколес и гироскутеров разрабатывались больше 3 лет, за которые летняя статистика аварий постоянно пополнялась ДТП с участием водителей электросамокатов. Они регулярно попадали под колеса транспорта либо сами сбивали пешеходов на тротуарах. Теперь, согласно правилам, водители средств индивидуальной мобильности – это отдельная категория участников дорожного движения, которым отныне официально разрешено ездить по проезжей части, но лишь у правого края и со скоростью не более 25 км/ч. Этот пункт, прежде всего, касается владельцев частных электросамокатов, поскольку у арендованных скорость ограничена 25 км/ч на программном уровне.
Но главная задача, которую призваны решить новые правила – это устранить конфликты с пешеходами. Если раньше авария с участием водителя электросамоката и пешехода считалась инцидентом двух пешеходов (один из которых развил скорость в 30-40 км/ч на тротуаре), то теперь в случае происшествия с электросамокатом всегда прав только пешеход. И если водитель СИМ мешает движению пешеходов, ему нужно либо спешиться, либо передвигаться со скоростью пешехода.
Возрастные допуски на управление СИМ взяты из правил для велосипедистов. Детям до 7 лет можно перемещаться только по пешеходным зонам и в сопровождении взрослых; с 7 до 14 лет – на пешеходной и велоинфраструктуре без сопровождения взрослых; по достижении 14 лет – и по проезжей части. Водительского удостоверения для водителей электросамокатов не требуется, но его вождение в состоянии опьянения не допускается. По словам автоэксперта Александра Шумского, это правильный пункт, только не ясно, как это будет контролироваться.
ШУМСКИЙ: Возможно, мы увидим скоро на дорогах рейды инспекторов ГИБДД, которые будут с ручными средствами измерения скорости выявлять таких водителей, в т.ч. и пьяных водителей СИМ, потому что им запрещено употреблять алкогольные напитки, наконец-то! Потому что раньше мы видели абсолютный бардак и хаос в этом вопросе. Возможно, правила слишком сложно написаны, но самое главное, что они вообще приняты! Далее, соответственно, посмотрим на правоприменительную практику. Если будет необходимо, эксперты смогут предложить свои поправки.
С этим согласились и в ГИБДД, назвав ПДД "живым документом". По словам начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрия Митрошина, у дорожной полиции нет задачи усложнить жизнь водителям СИМ.
МИТРОШИН: Не будет, конечно, гоняться полиция за ними по паркам и тротуарам, догонять и измерять их скорость. Не ставится такой цели, в конце концов. Но если есть какие-то вызывающие случаи, которые непосредственным образом угрожают безопасности дорожного движения, то мы вынуждены вмешиваться. В остальных случаях никто самоцелью это не ставит – начать за ними гоняться, а уж тем более – закручивать гайки.
Разумеется, поправки в ПДД никак не отменяют правила для СИМ, которые приняты в регионах России. Например, в Петербурге максимальная скорость для электросамокатов – 20 км/ч, а на многих центральных улицах – 15 км/ч. Соответственно, новые правила дают лишь верхний предел скорости, а городские власти имеют право снизить эту планку так, как считают нужным.