Картинка

Авторские материалы Наши игры для китайцев: разработчики просят помочь выйти на рынок Поднебесной

23 марта 2023, 15:37

Персоны

Разработчики российских видеоигр просят помощи у государства. Индустрию уже планируют поддержать вливанием десятков миллиардов рублей на разработку. Но для того, чтобы окупить эти вложения, нужны хорошие продажи. Именно для этого разработчики просят помочь с выходом на внутренний рынок Китая, куда сейчас попасть весьма проблематично. Подробности – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Александра Ельшевского.

Игровые разработчики из России делали игры для мобильных устройств, которые зарабатывали десятки и сотни миллионов долларов. Компанию Playrix, которую создали бизнесмены из Вологды в 2004 году, несколько лет назад назвали вторым по размеру разработчиком игр в мире после китайского медиа-гиганта Tencent. Оборот компании исчисляется миллиардами долларов и растет год от года.

Еще один разработчик родом из России, который входит в ТОП-10 по миру, – компания Nexters, которая тоже вышла на рынок мобильных игр с несколькими удачными проектами и за первый год смогла вырасти в 15 раз, став в один ряд с самыми успешными разработчиками. Ее обороты исчисляются в сотнях миллионах долларов.

Игровой рынок России рос на десятки процентов ежегодно, и в итоге его объем превысил 180 миллиардов рублей. Но все изменилось после того, как весной прошлого года против России и всего, что с ней связано, стали вводить санкции. Игроки больше не могли ничего приобрести на крупнейших площадках по продаже компьютерных игр, российские разработчики мобильных игр – выложить свои проекты в App Store и Google Play, а пользователи – платить за покупки российскими картами. И это сразу отразилось на цифрах: доля России в мобильной игровой выручке Восточной Европы упала в 5 раз.

Из-за санкций и кампании по отказу от всего российского крупнейшие разработчики полностью свернули свою деятельность на родине. Сделать это оказалось довольно просто, потому что многие российские компании уже давно перешли в юрисдикцию других стран, таких, как Кипр.

Из-за того, что основные деньги очень долгое время крутились именно в мобильных играх, рынок был сильно перекошен в их сторону, говорит Булат Даутов, разработчик компьютерных игр серии "Механоиды", который сейчас работает над третьей частью.

ДАУТОВ: Индустрия сейчас откатилась на момент 1999-2000 годов, когда все было печально и выживали либо крупные студии, либо энтузиасты. С поиском денег для небольших компаний – тяжеловато.

О поддержке индустрии игр заговорили почти сразу, еще на площадке прошлогоднего Петербургского международного экономического форума. Тогда генеральный директор Института развития Интернета (ИРИ) Алексей Гореславский заявил о миллиардных инвестициях в разработку отечественных игр, которые будут продвигать культуру и ценности России.

Дискуссия, которая развернулась вокруг мер поддержки игровой индустрии России, стала знаковой для всех участников рынка. На ней предлагали адаптировать налоговые и другие существующие для IT-отрасли льготы под игровую индустрию, оптимизировать систему выделения грантов и субсидий игровым студиям.

Правительство решило финансировать игры, которые будут рассказывать об истории России, ее героях и самых знаковых событиях. Институт развития Интернета объявил конкурс, участникам предложили финансовую поддержку на 3 года – в совокупности около 1 миллиарда рублей, за которые вполне возможно создать качественную игру.

Параллельно началась разработка отечественных площадок распространения, аналогичных ушедшим с рынка. При этом многое на них делается с учетом особенностей наших рынков. К примеру, они позволяют физическим лицам публиковать в магазине свои работы. Раньше для того, чтобы размещаться на площадке, необходимо было оформлять ИП или юрлицо и выпускать электронную подпись.

Сейчас отечественные разработчики надеются, что государство поможет им выйти на китайский рынок и снять хотя бы часть административных барьеров. Внутренний рынок Китая огромен, и пользователи из Поднебесной любят видеоигры. В прошлом году его объем оценивался в 39 миллиардов долларов, согласно отчету Ассоциации цифрового издательства КНР. Аудитория огромная – свыше 650 миллионов человек.

Но рынок этот весьма специфический, и дело не только в том, что попасть на него со стороны фактически невозможно, говорит разработчик третьей части российской серии игр "Механоиды" Булат Даутов.

ДАУТОВ: Вылезти на этот рынок было бы очень хорошо, но существует множество бюрократических препон. К примеру, они ставят лимиты на выходящие у себя продукты иностранных разработчиков. И мы хотим, конечно, продавать игры, но у нас их 5 штук, условно, и одним "Атомик Хартом" тем же сыт не будешь. А такие игры не выходят каждый день или даже каждый месяц. Но если какие-то игры там выйдут, и не важно, будут это мои "Механоиды" или какие-то небольшие инди-проекты, и даже покажут небольшие, по меркам Китая, продажи, по российским меркам это будет хороший результат, потому что масштабы разные. И это позволит разработчикам сфокусироваться и почувствовать себя лучше, и делать классные продукты.

Пока выпустить на китайский рынок что-то возможно только в партнерстве с местными компаниями. Иностранцев там практически нет, и если на Западе ежегодно выходят тысячи видеоигр с огромными бюджетами, то до Китая добираются единицы из них. Возможно, государственная программа в России, с учетам улучшающихся отношений, поможет открыть игровой рынок Китая для отечественной индустрии.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация