Авторские материалы Препараты из "домашней аптечки" подорожали

27 марта 2023, 13:41

Персоны

Цена домашней аптечки за год выросла на 16%. Ее стоимость теперь стала 913 рублей. Особенно дорого обходятся теперь Но-шпа – ее цена может доходить и до 330 рублей, йод, активированный уголь и мазь Левомеколь. Таковы данные Росстата. С чем это может быть связано и как правильно сформировать домашнюю аптечку, чтобы первостепенная защита не стала ударом по карману – выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Средства от боли теперь источники новой головной боли: где взять средства на эти самые средства? Такую задачу подкинули потребителям цены на некоторые препараты из домашней аптечки.

За год ее стоимость выросла на 16% и составила 913 рублей.

Больше всего выросла цена на Но-шпу – на 38,5%. Теперь этот популярный спазмолитик стоит от 322 рублей до 330.

Более чем на треть выросла цена на активированный уголь. Его продают не меньше чем за 15 рублей.

Цена на Левомеколь поднялась на 12%, и теперь эта мазь стоит минимум 193 рубля. Парацетамол и Нимесулид подорожали больше чем на 9%, ибупрофен почти на 7%. Поднялись в цене и другие востребованные препараты первой необходимости, которые официально не входят в список домашней аптечки, но обязательно в ней присутствуют. Например, йод подорожал на 70% и теперь стоит не менее 43 рублей. Отечественный анальгин стал дороже на треть, его стоимость теперь почти 29 рублей. Перекись водорода +20 %, Фосфоглив +33%, Аспирин +19%.

С чем связано такое повышение? Фармпроизводители не могут слишком высоко задрать цены на жизненно важные лекарства. Их государство разрешает повысить только на процент инфляции. В результате компании перекладывают рост на другие препараты, которые пользуются спросом – поясняет эксперт фармрынка Ирина Булыгина.

БУЛЫГИНА: Если мы посмотрим, на сколько выросла доставка, стоимость сырья, курсовые разницы, то понятно, что процент инфляции, на который производителю разрешают повысить цену, он не покрывает всех затрат. И перед производителем стоит проблема: или он выпускает себе в убыток, но компенсирует за счет других лекарственных средств (где препарат не входит в список жизненно важных) или он прекращает выпуск этого препарата. Так как портфель большой, они просто перекладывают издержки в стоимость других препаратов, цена которых не контролируется так жестко. Соответственно, цена на них вырастает в разы.

Влияет, безусловно, и цена на субстанции, из которых изготавливаются препараты. Они по большей части закупаются в других странах – добавляет исполнительный директор Ассоциации "Союзфарм " Мария Литвинова.

ЛИТВИНОВА: У нас общее производство субстанций разрушено. Раньше, при СССР, у нас был полный цикл производства. Т.е мы сами синтезировали субстанции и сами производили. Когда рынок стал развиваться, мировой рынок, мы перестроились также как весь мир. Зачем производить то, что можно закупить. Теперь мы сами начинаем синтезировать, но это достаточно долгий период для того чтобы восстановить синтез препаратов внутри страны. Это объективная реальность.

Именно такая история произошла, например, с йодом. С 2000 года у нас в стране не производят субстанций для этого невероятно популярного средства. Затраты на него связаны с экономическим спросом на мировой рынок сырьевых товаров и логистикой. Отсюда и прибавка в цене. Что касается повышения цен на Но-шпу, то помимо вышеперечисленных причин, на ее стоимости сказывается и популярность торгового названия. Чаще всего Дратоверин (это действующее вещество Но-шпы) покупают под брендом "Но-шпа". Так привычнее . Хотя Дратоверин под другой маркой может стоить гораздо дешевле. И это надо иметь в виду потребителю. Как и то, что Но-шпа не обязательно должна быть в домашней аптечке – считает Ирина Булыгина.

БУЛЫГИНА: Мы привыкли – у нас что-то кольнуло – мы приняли Но-шпу. Но на самом деле, если у вас приступ и вы вызываете скорую, они всегда призывают: не принимайте спазмолитики, потому что картина искажается и врач не сможет вам поставить правильный диагноз.

Как среагирует на повышение цен на лекарства первой необходимости потребитель? Неужели это заставит людей повнимательнее покопаться в своей домашней аптечке и пересмотреть то, что в ней находится? Кого-то – да, кого-то нет – считает Ирина Булыгина. Цены на средства первой помощи хоть и выросли на десятки процентов, все равно они невысоки по сравнению с теми же антибиотиками или специализированными препаратами от более серьезных недугов.

БУЛЫГИНА: Эти препараты, как правило, низкий ценовой сегмент, в стоимостном выражении для обывателя это не очень значимо. Для людей, у которых каждая копейка на счету (а у нас таких очень много), наверное, это будет значимо, люди не будут покупать впрок, а потом выбрасывать, что тоже неплохо, потому что срок действия лекарств ограничен, условия хранения разные, мы можем не обращать внимания на это, и в процессе хранения могут меняться их химические свойства.

Состав домашней аптечки специалисты рекомендуют свести к минимуму. В ней должны остаться жаропонижающие, антисептики, средства от головной боли, аллергической реакции, диареи и перевязочные материалы. Йод, зеленка, перекись водорода и так есть у всех и всегда. Все остальное можно купить либо через интернет, либо в ближайшей аптеке или даже супермаркете. Хранить залежи лекарств "от всего на всякий случай" в нынешних условиях попросту нецелесообразно и невыгодно.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация