Авторские материалы Воблу спасут "выходные"?
Персоны
Критическое снижение популяции воблы в Каспийском море заставляет ограничивать ее вылов. Почему некогда один из южно-российских символов оказался на грани исчезновения и как воблу планируют спасать, расскажет корреспондент "Вестей ФМ" Ярослав Лукашев.
Обмеление Каспийского моря и масштабное браконьерство может превратить воблу в редкий деликатес. Сейчас состояние природных запасов этой некогда очень распространенной рыбы ученые оценивают не иначе как критическое. За последние 20 лет популяция снизилась почти в 2 с половиной раза. Если же сравнивать с данными середины XX века, то воблы стало меньше в 100 раз.
Одна из причин этого носит глобальный климатический характер. Каспий непрерывно мелеет – 100 лет назад уровень воды был примерно на 2 метра выше, чем сегодня. И этот процесс не просто продолжается, но неумолимо ускоряется. Кроме того, гидротехнические сооружения заметно сократили ареал обитания воблы, рассказал руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев.
САВЕЛЬЕВ: Она ломится из Каспия в Волгу, во все притоки. Поднимается выше. Но выше Волгограда уже не идет – в силу того, что и плотинами гидроэлектростанций перегородили великую русскую реку, ну, и многие другие экологические проблемы, в том числе – обмеление.
Но к обмелению и сокращению ареала морская фауна могла бы приспособиться без критических угроз для популяции, если бы не действия людей, а точнее – браконьеров.
По оценкам специалистов Росрыболовства, в год нелегально вылавливаются около 2 с половиной тысяч тонн воблы – то есть больше 10% всех существующих запасов. Пристальное внимание браконьеров легко объяснимо – цены на эту рыбу практически догнали ценники лососевых. Например, в Астраханской области килограмм вяленой воблы стоит в среднем 950 рублей. Пары сотен килограммов рыбы браконьерам хватает, чтобы окупить орудия незаконного лова. А вылавливают воблу тысячами тонн в год. При этом правила легальной добычи настолько сложны, строги и многочисленны, что предприятия, имеющие на нее право, просто не выбирают положенных им квот, чтобы ненароком что-нибудь не нарушить.
Эксперты Росрыболовства говорят о том, что ситуацию с запасами воблы уже можно считать не просто критической, но грозящей вот-вот стать необратимой, когда популяция просто утратит способность к самовосстановлению. По этому пути прошли осетровые, поголовье которых сократилось в 40 раз, после чего – в 2015 году – их вылов был запрещен. Но даже несмотря на это, последние 7 лет популяция выживает только за счет искусственного воспроизводства, когда мальков выращивают на специальных предприятиях и потом выпускают в водоемы.
Все причастные ведомства единодушны в том, что воблу надо спасать, но из всех возможных инструментов пока предполагаются только дополнительные ограничения на вылов – проект приказ об этом уже подготовлен тем же Росрыболовством. Кроме жестких рамок объемов вылова рыбы, предполагается, например, устроить для воблы "выходные дни". В апреле промысловикам разрешат добывать воблу только с четверга по воскресенье, для любителей рыбалки этот график будет действовать почти до середины мая. В другие дни недели эту рыбу ловить будет полностью запрещено.
На первый взгляд, новые ограничения выглядят как активизация борьбы за выживание популяции воблы. Но ученые в неофициальном общении склоняются к тому, что это напоминает поиски под фонарем, а не там, где потерял. Легальная добыча воблы и до сего дня жестко регулировалась. Браконьеры же, представляющие основную проблемы, новых правил соблюдать не будут точно так же, как не соблюдали старых. Да и работу гидротехнических сооружений, а именно – сбросы воды в море, продолжают планировать и осуществлять практически без учета биосферных интересов.