Наша Арктика "Дойти до Северного полюса было нашей мечтой"
Персоны
Экспедиции в Арктику и в Антарктиду. О своих легендарных походах рассказывает Владимир Чуков. С ним беседует Марат Сафаров.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире программа "Наша Арктика". В студии – Марат Сафаров. И в гостях у нас сегодня поистине легендарный российский путешественник – Владимир Семенович Чуков, руководитель экспедиционного отдела проектного офиса развития Арктики, президент экспедиционного центра "Арктика" Русского географического общества. Но самое главное – Владимир Семенович организовал и руководил (а, может быть, вы меня поправите) более 30 экспедициями в Арктике и Антарктиде, и первый человек в мире, который достиг Северного полюса на лыжах автономно четыре раза. Пока у меня такие данные, может быть, мы их будем сейчас поправлять. Владимир Семенович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".
ЧУКОВ: Добрый день, дорогие радиослушатели. Практически все верно, только это было давно, где-то лет 15 тому назад.
САФАРОВ: Поэтому я думаю, что этих экспедиций гораздо теперь больше.
ЧУКОВ: Где-то за 40 перевалило.
САФАРОВ: Давайте начнем с первых из них, а точнее с того, как путешественник, легендарный, маститый путешественник, впервые отправляется в свой первый поход, в свою первую экспедицию. Как вообще пришла к вам в жизнь Арктика?
ЧУКОВ: Если говорить именно об Арктике, то, конечно, она не с самого первого дня у меня в голове застряла. Эта идея формировалась по мере того, как я бывал в различных местах нашей страны, и как-то меня больше не тянуло никуда за границу, но всю нашу страну я исходил и пешком, и на лыжах, и на велосипедах, и на байдарках. И даже еще захватил времена, когда плоты вязали из бревен. А первый такой серьезный поход на север – ну это было в 79-м году на полярный Урал. И вот тут мы поняли, что это наше место, нам суждено здесь всю оставшуюся жизнь ходить, смотреть, изучать и набираться опыта.
САФАРОВ: И получается, что вот эти первые экспедиции, они ведь были в тот момент, когда еще был жив Иван Дмитриевич Папанин, и когда он был еще, что называется, в силе, легендарный наш путешественник, полярник, государственный деятель. Я знаю, что он в судьбе ваших экспедиций сыграл важную роль.
ЧУКОВ: Конечно. Во-первых, мы были знакомы лет 10, наверное. Именно он первый поддержал меня, когда родилась идея создать такую общественную экспедицию при Русском географическом обществе. А поскольку в тот период мы уже не первый год были в Арктике, и перед нами стояла цель именно дойти до точки Полюса, так как никто в мире не ходил, я ему об этом и сказал: дойти до Полюса без поддержки извне, только лишь опираясь на свои силы физические, на наш опыт, и стать первыми. Потому что к тому времени очень многие страны стремились оказаться там в таком режиме первыми: и канадцы, и американцы, и норвежцы, и японцы. Вот мы и подключились.
САФАРОВ: Но довелось нам. А вот в этот период времени такая особенность. Ведь большая часть путешественников – это были профессионалы, в том смысле, что это были экспедиции скорее научные, да? То есть не было такого вот самостоятельного движения на Северный Полюс.
ЧУКОВ: Вы совершенно правы. Было такое направление деятельности, которое называлось спортивным туризмом, как-то так. Но вот законы этого спортивного туризма в те годы не распространялись на те территории, которые были супертруднодоступные, так сказать, опыта просто выживания в этих краях не было. Только полярники, которые дрейфуют на льдинах в полярных станциях. Их опыт нам абсолютно ничего полезного дать не мог, и поэтому пришлось немножечко проявить свою, так сказать, находчивость и изобретательность в этом плане.
Полностью слушайте в аудиоверсии!