Авторские материалы Штрафы за отсутствие ОСАГО не заставят его купить?

11 мая 2023, 18:36

Персоны

Банк России предложил сразу две инициативы, касающиеся всех автолюбителей. Это введение штрафов для водителей без ОСАГО, нарушающих ПДД под камерами наблюдения, и организацию государственного контроля за оборотом бывших в употреблении запчастей для автомобилей. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Идея, сформулированная Центробанком, состоит в том, чтобы камеры видеонаблюдения, помимо фиксации нарушений ПДД, еще и проверяли водителей на наличие страховки гражданской ответственности. В случае если автолюбитель, не оформивший полиса ОСАГО, проедет на красный свет или развернется в неположенном месте, и это нарушение попадет в поле зрения камеры, то он получит сразу 2 штрафа – за само нарушение ПДД и за отсутствие страховки. По словам начальника управления методологии страхования РСА Андрея Спирова, доля водителей без полисов ОСАГО составляет примерно 10%, а благодаря запуску проекта проверки наличия страховки через дорожные камеры эту цифру можно будет значительно снизить.

СПИРОВ: Считаем, что эта мера поможет снизить долю таких недобросовестных автовладельцев. В случае применения таких средств фотовидеофиксации, которыми фиксируются иные нарушения, будет сложнее избежать ответственности, и, получив 1, 2, 3 штрафа, такие автовладельца поймут, что необходимо купить полис ОСАГО, и это выгоднее им экономически, и потерпевшие будут защищены в случае причинения им вреда.

С такой позицией согласны не все. По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, информационные системы РСА не готовы оперативно предоставлять госавтоинспекции необходимые данные.

ШАПАРИН: Существует вероятность, что люди, имеющие полис, будут оштрафованы, потому что информация в базе не обновилась, а люди, у которых полиса нет, но был, соответственно, оштрафованы не будут. Пока страховые компании эти проблемы не устранят, система работать не будет.

В РСА утверждают, что проблем с информационной системой нет. Она устойчива почти на 100%, а, по словам начальника управления методологии страхования РСА Андрея Спирова, возможность ошибки сведена к минимуму.

СПИРОВ: Чтобы не было таких ситуаций, рассматривается вариант двухэтапной проверки для того, чтобы как раз исключить эти случайности. Будет проверяться все еще раз, и только после этого приниматься сотрудниками МВД решение о том, необходимо выставить штраф или нет.

По мнению страховщиков, в случае, когда водители будут понимать, что в любой момент им грозят сразу два штрафа, на дорогах станет безопаснее, и интересы добросовестных автомобилистов будут больше защищены. Однако, по мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, надо действовать не штрафами, а более глубоким реформированием системы автострахования.

ШАПАРИН: Люди страховку не покупают не потому, что они такие плохие, а потому, что они не получают по страховке адекватного возмещения. Потому что тарифы выросли драматически и столь же драматически снизился размер выплаты.

Пока инициативу Банка России обсуждают в составе рабочей группы с участием представителей профильных министерств и Российского союза страховщиков, как и еще одну идею – введения госконтроля за оборотом б/у запчастей для автомобилей. По мнению директора департамента страхового рынка ЦБ Ильи Смирнова, это необходимо, чтобы не провоцировать угоны машин и ухудшение криминальной обстановки в стране. С этим не согласен председатель правления Союза автосервисов Александр Пахомов. По его словам, нет никакой статистики, которая бы свидетельствовала о том, что машины угоняют из-за запчастей.

ПАХОМОВ: Вот эти страшилки о том, что из-за запчастей будут красть автомобили, никакой почвы не имеют, потому что неоднократно проводились правоохранительными органами рейды с целью выявления подобных событий. Ни разу никто никогда этого не обнаружил.

По закону Банк России не обладает правом законодательной инициативы. Поэтому, озвучив идеи, финансовый регулятор стал площадкой для их обсуждения, координируя дискуссию. Причем к разговору могут присоединиться все заинтересованные стороны.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация