Картинка

Авторские материалы В России появится обувной кластер

19 июля 2023, 13:37

Персоны

В России появится обувной кластер. В него могут войти три региона, где традиционно развито обувное производство – Дагестан, Ростов-на-Дону и Подмосковье. Задача объединения – на треть увеличить долю российской обуви. Сейчас она – всего 20% с учетом госзаказа. Идею уже поддержали в Минпромторге. Компании, которые войдут в кластер, смогут получить серьезные льготы. Какую обувь смогут представить российские обувщики и сможем ли мы конкурировать с импортными аналогами, и что нам нужно для этого, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Туфли от "Лабутена" и "Маноло бланик" нужны не всем. А только паре процентов любителей обуви премиум-класса. Большинство же предпочитают комфортную, носкую и хорошо выглядящую на ноге обувь. Пока такие потребители чаще обращаются к итальянским, португальским, китайским и турецким производителям. Доля российских аналогов ничтожна мала – около 20%. Но есть задача увеличить ее до 30%. А мы способны на такой прорыв? Безусловно, считает советник Национального обувного союза Наталья Демидова.

ДЕМИДОВА: Почему нет? Мы в космос запускаем корабли. Что, мы не можем делать подошвы? Но вот исторически – никак. Если серьезно, и в СССР делали обувь, мягко говоря, не очень. Не хочу никого обижать, но во всех фильмах башмаки – всегда в минусе в комментариях.

Изменить ситуацию может обувной кластер. Концепцию уже разрабатывают. В объединение могут включить Дагестан, Ростов-на-Дону и Подмосковье. Что необходимо в первую очередь для запуска столь амбициозного проекта, чтобы он заработал? Мощности, ресурсы, которые бы позволили запустить своё производство, говорит Наталья Демидова.

ДЕМИДОВА: У нас нет комплектующих. Надо создавать предприятия для комплектующих. Туда входит подошва, верх обуви. В большей степени сейчас, до 70%, это импортная фурнитура. Второе – это оборудование. И третье, очень важное – это кадры. Тут все-таки должно быть государственно-частное партнерство. Государство, например, строит предприятие по комплектующим. А обувные предприятия могут быть частного характера.

Бизнес заинтересован в привлечении дополнительных мер. А Минпромторг готов поддерживать начинание. С 1 января этого года запущен льготный режим для промышленных кластеров. Среди послаблений: ставка по кредитам – треть от ключевой ЦБ плюс 3%, снижение страховых взносов до 7,6%, субсидии на возмещение половины затрат на покупку стартовых партий комплектующих. Кроме того, компании из промышленных кластеров могут участвовать в процедурах налогового и таможенного мониторинга, это освободит их от проверок.

Создаст ли нам это дополнительное конкурентное преимущество? Безусловно. Но надо понимать, что наши основные конкуренты – Китай, Турция, Вьетнам – очень прочно обосновались на нашем рынке, говорит гендиректор Национального обувного союза кожевенников и обувщиков Александра Андрунакиевич.

АНДРУНАКИЕВИЧ: У нас, в принципе, конкурентоспособная продукция, но мы не можем конкурировать с Юго-Восточной Азией, Китаем чисто по ценовым признакам. А уровень качества и кожи, и обуви у нас не уступает совершенно китайским образцам.

Почему нас теснят товары из-за границы? Потому что в этих странах ценят и поддерживают своего производителя, поясняет президент Российского союза кожевенников и обувщиков, председатель совета директоров ГК "Русская кожа" Игорь Сурин.

СУРИН: Действительно, азиатские страны имеют лучшие условия по налогам, по поддержке, и из-за этого они более конкурентные в ценовом диапазоне.

А власти Турции помогали обувной рознице развиваться в других странах. Правительство, например, брало на себя 100% оплаты аренды в течение года при запуске торговых точек за рубежом, а также расходы за участие компаний в международных выставках на протяжении нескольких лет – вплоть до оплаты командировок для сотрудников компании. Всё это вкупе и позволило стране укрепиться на мировом обувном рынке. Но каковы наши конкурентные преимущества? Мы хорошо знаем потребителя, его запросы, сам внутренний рынок и не только, говорит Игорь Сурин.

СУРИН: В первую очередь – доступ к сырьевым ресурсам, мы работаем на собственных кожевенных ресурсах. У нас исходное сырье – 100% российское. Если говорить об обувном, то у нас, прежде всего, – знание менталитета, знание особенностей стопы. Зарубежная обувь зачастую красивая, но не всегда подходит российскому гражданину.

Если это использовать, то с поддержкой государства, говорят обувщики, Россия может довести долю собственного производства до 50%. Именно такой показатель, по оценкам экспертов, может обеспечить национальную безопасность в отрасли. Сейчас в нашей стране производят 100 млн пар при потреблении в 500 млн пар, то есть потенциал для импортозамещения – очень хороший. Плюс сейчас не время всех безоглядно пускать на наш рынок, нужно бороться с конкурентами, зная их слабые места, говорит Наталья Демидова.

ДЕМИДОВА: До этого, когда мы считали, что у нас – весь мир в друзьях, конкуренцию терпели и терпели. Теперь другая ситуация. 30% рынка мы вполне можем занять. А дальше – как пойдет. Но на внутреннем рынке, если объемы производства будут расти и качество будет удовлетворять, то дальше, может быть, другими методами. Может, будут ограничивать тех самых конкурентов. Демпинговать цены, например.

А что со спросом на российские сандалии, кеды, босоножки, сапоги? Пока есть понятные и уже, что называется, "расхоженные" туфли от наших конкурентов, спрос на российскую продукцию будет оставаться низким. Как сейчас. Потому, говорят эксперты обувного рынка, нужно обязательно грамотно продвигать нашу продукцию. И здесь есть что взять на вооружение от зарубежных производителей. Должна быть соответствующая упаковка, реклама, упоминание нашей обуви в тех же фильмах и роликах. Это даст серьезный толчок для продаж и спроса.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация