Энергономика На топливном рынке возник "идеальный шторм"
Персоны
Главная энерготема уходящей недели – жесткие меры правительства по борьбе с топливной инфляцией. С четверга в нашей стране действует временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива. Правда есть 11 исключений, в том числе запрет не касается поставок горючего в страны ЕАЭС, а также гуманитарной помощи. На этом фоне топливо на российской бирже начало дешеветь после рекордных значений. В пятницу оптовая цена бензина – минус 10% за день, дизеля – минус 15%. Запрет полностью решает эту проблему? Гость в эфире "Вестей ФМ" гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов. Ведущий – Павел Анисимов.
СИМОНОВ: Именно сельскохозяйственные производители стали основными лоббистами столь жестких мер. Почему возникла такая ситуация? У нас сложилась очень простая картинка восприятия этой ситуации: "Нефтяники, такие-сякие, нас дурят, заелись жирные коты, продавать на внутренний рынок ничего не хотят. Рассказывают нам сказки, что зарабатывают на экспорте и все идет в бюджет. Все это вранье". То есть эта точки зрения предельно простая и понятная. Но она очень далека от истины. Почему правительство не ввело каких-то дополнительных мер регулирования до вчерашнего дня? На самом деле, правительство исходило из того, что сейчас ключевой задачей нашей экономики является наполнение бюджета. Деньги, которые экспортеры зарабатывают на продаже дизеля за рубеж, прежде всего идут в федеральный бюджет.
На европейском рынке уже несколько недель идет настоящий хаос именно в сегменте дизеля. Европейцы попали в яму, которую вырыли сами себе.
У нас возник идеальный шторм на рынке: мировые цены на нефть растут, в Европе с дизелем паника, колоссальный рост цен, добавим сюда новый курс рубля, добавим сюда рост внутреннего спроса, и, наконец, добавим сюда демпфер. Вот вам и расклад.
Слушайте в аудиофайле!