Картинка

Научный факт "Илон Маск вывел нейропротезирование на новый уровень"

29 сентября 2023, 22:15

Персоны

Илон Маск начинает вживлять чипы в мозг людям. Его компания Neuralink, которая раньше проводила подобные опыты на обезьянах, получила разрешение на эксперименты с добровольцами. Эта новость наделала немало шума, но одна деталь осталась за кадром. Ученый из России Михаил Лебедев проводил точно такие же опыты еще 20 лет назад. Но почему его имя осталось в тени, а на весь мир сейчас гремит Маск? Об этом в программе рассказывает сам Михаил Лебедев.

Но сначала – об Илоне Маске. Какие цели он преследует, чипируя людей? Об этом Руслан Быстров поговорил с научными экспертами.

В эфире – директор лаборатории "Сенсор-Тех" Денис Кулешов, врач-нейрохирург Медицинского центра Дальневосточного федерального университета Артур Биктимиров, главный научный сотрудник института эволюционной физиологии и биохимии РАН Михаил Лебедев, директор по коммуникациям и международному развитию компании "НейроЧат" Алеся Чичинкина.

БЫСТРОВ: Сначала, собственно, об Илоне Маске. Какие цели он преследует, чипируя людей? Спросим об этом наших первых научных экспертов – директора лаборатории "Сенсор-Тех" Дениса Кулешова и врача-нейрохирурга медицинского центра "Дальневосточный федеральный университет" Артура Биктимирова.

КУЛЕШОВ: Neuralink, конечно, очень амбициозный проект, и тем более с учетом и влияния основателя, и того количества ресурсов, которые в эту компанию направили. Но этот проект один из многих, это совершенная правда, то есть он не уникален. Он направлен на то, чтобы помочь парализованным пациентам управлять компьютерной техникой. То есть думать о том, чтобы мышка на компьютере поползла вправо, и электроника будет делать так, что она будет расшифровывать эту мысль, что человек думает, чтобы мышка поползла вправо, и будет направлять эту мышку на компьютере вправо, вверх, вниз, влево – не принципиально. Можно ли будет таким пациентам с нейроимплантом Neuralink подумать, что я хочу кликнуть на вот эту картинку? Нет, нельзя, потому что на существующем уровне развития мировом науки и техники отправлять такие сложные команды на компьютер мы не умеем. Мы не умеем расшифровывать сигнал мозга так, чтобы понимать, допустим, мысли человека. Но двигать мышку вверх-вниз, вправо-влево – это мы можем. …

БЫСТРОВ: У Илона Маска имплантацией занимается робот, нейроробот.

БИКТИМИРОВ: Подобного нет в мире, насколько я знаю, это их ноу-хау определенное. Да, интересная разработка, посмотрим, как она будет в реальной жизни работать. … Илон Маск абсолютно не первый, но он вывел данную технологию абсолютно на новый технический уровень – меньшего размера, упростил процедуру имплантации. Хотя пока еще под вопросом, упростил или нет, это только мы со временем поймем. … На самом деле, в России большое количество ученых, занимающихся в этой области. Сравнивать, конечно, с западными – да, безусловно, меньше. Но, к сожалению, у нас пока еще нет тех финансовых вложений в развитие данной отрасли, которые есть на Западе.

БЫСТРОВ: Одним из таких ученых, которые занимаются исследований в области глубокой стимуляции мозга, является Михаил Лебедев. Сейчас он профессор мехмата МГУ и главный научный сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии РАН. А 20 лет назад Михаил Лебедев жил и работал в США. Там он занялся точно тем же, чем сейчас занимается Илон Маск – вживлением в мозг чипов для того, чтобы либо передать туда информацию, либо ее считать. Причем результаты были даже более впечатляющими, чем сейчас у Neuralink. Приветствуем Михаила Лебедева в нашем эфире.

ЛЕБЕДЕВ: Мы этим занимались на обезьянах в основном, имплантировали точно так же, как Илон Маск сейчас, много электродов в мозг обезьяны, считывали информацию, то есть стимулировали. Большой опыт в этом деле был накоплен. Собственно, некоторые из моих сотрудников ушли работать к Илону Маску и очень много для него сделали. Во многом можно сказать, что Илон Маск сейчас копирует то, что мы начали делать когда-то давным-давно. Конечно, во многом у него технологический уровень лучше. У него очень миниатюрная электроника, так что определенных достижений он, конечно, достиг.

БЫСТРОВ: То есть можно сказать, что ваши опыты стали прологом для тех экспериментов, которые сейчас проводит компания Илона Маска.

ЛЕБЕДЕВ: Да, совершенно верно. Вот практически, я бы сказал, он просто копирует всё, что мы сделали. Каких-то особых инноваций, кроме технологических, я не вижу, каких-то идеологических инноваций нет. …

БЫСТРОВ: Что нужно, по-вашему, для того, чтобы в России, условно, появился свой Илон Маск хотя бы в области вот этих нейроразработок?

ЛЕБЕДЕВ: Для поддержания науки, безусловно, необходимо финансирование, то есть это основное. Есть, конечно, в России такое технологическое отставание, но по каким-то направлениям, в основном медицинским, например, это не так критично. Я думаю, в какой-то момент в России появится свой Илон Маск, это не за горами, то есть от общих тенденций развития не уйти. Но самое главное – это все-таки должно быть именно на базе бизнеса. Либо, конечно, если государство заинтересуется этим серьезно и начнет серьезно вкладываться, то тогда тоже следует ожидать хороших результатов.

БЫСТРОВ: Чипирование людей в последние годы стало настоящей страшилкой, но на самом деле подобные манипуляции проводятся в российских клиниках уже давно. Специальные устройства, которые вживляют в головной или спинной мозг, позволяют избавить людей от тяжелых недугов, например, хронической боли или болезни Паркинсона. Врач-нейрохирург медицинского центра "Дальневосточный федеральный университет" Артур Биктимиров ежегодно чипирует десятки людей и возвращает их к нормальной жизни. …

БИКТИМИРОВ: Во-первых, сами стимуляторы очень дорогие. Стоимость квоты почти два миллиона. Второе – все стимуляторы импортные, у нас своих, к сожалению, нет пока. Но, надеюсь, когда-нибудь появятся. …

БЫСТРОВ: Что ж, пока все нейроимпланты зарубежного производства. Но отечественные аналоги уже на подходе. Лаборатория "Сенсор-Тех" занимается поистине уникальными разработками, которые позволят вернуть людям зрение и слух. В нашем эфире – директор лаборатории Денис Кулешов.

КУЛЕШОВ: Мы делаем как устройства, которые можно дать глухому или слепому человеку, которое улучит его жизнь, мы делаем и программы для смартфонов, для компьютеров. А также мы занимаемся разработкой медицинских устройств, даже самых сложных, которые в перспективе смогут вообще вернуть слепым зрение, а глухим вернуть слух, что, конечно, будет невероятной победой с точки зрения лечения и восстановления таких тяжелых заболеваний. Здесь идет речь о нейроиплантах в головной мозг. Это медицинские изделия, которые взаимодействуют с головным мозгом и помогают те или иные органы чувств восстанавливать и компенсировать человеку.

БЫСТРОВ: Тяжелые заболевания порой лишают людей не только зрения и слуха, но и способности говорить. Российские ученые разработали уникальный аппаратно-программный комплекс, который позволит вернуть пациентам способность общаться. Принцип действия устройства точно такой же, как и у Илона Маска: оно считывает из мозга информацию и выполняет соответствующую команду. Только в отличие от Neuralink российский аппарат можно установить человеку за несколько минут и без операции на мозге. Говорим с директором по коммуникациям и международному развитию компании "НейроЧат" Алесей Чичинкиной.

ЧИЧИНКИНА: Это проект, который был создан, запущен в 2016 году в рамках Национальной технологической инициативы. Это в целом один из первых проектов НТИ, уже в 2017 году "НейроЧат" стал работать с реабилитационными центрами и больницами, что позволило сделать разработку системы очень живой. Изначально "НейроЧат" создавался именно как нейрокоммуникатор, то есть устройство для общения силой мысленного намерения для людей с серьезными нарушениями речи и движений. Это люди с такими диагнозами, как инсульт, рассеянный склероз, ДЦП, разные нейротравмы. То есть человек не может двигаться и не может говорить, но мозг его сохранен, у него есть зрение, а значит, он может общаться именно при помощи силы мысленного намерения. Для этого в "НейроЧате" есть специальная шапочка на голову с электродами, которые сканируют реакцию мозга, и компьютерная программа, которая устанавливается на ноутбук или компьютер пользователя. …

БЫСТРОВ: Почти то же, что Илон Маск презентовал на той неделе.

ЧИЧИНКИНА: Илон Маск не делает в этом смысле ничего нового. Важно отметить, что наши технологии неинванзивные. То есть шапочка, которая надевается на голову, и не нужно ничего сверлить.

Слушайте в аудиофайле!

Научный факт. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Научный факт

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация