Научный факт "Доверие к искусственному интеллекту – одна из ключевых проблем"
Персоны
Битва интеллектов. Илон Маск запустил свою нейросеть под названием Grok. Ее уникальность в тесной интеграции с запрещенной в России платформой "X" (бывший Twitter). Из нее Grok получает актуальную информацию в реальном времени. А еще эта нейросеть не будет бояться общаться на пикантные темы, а также шутить и подкалывать собеседника. Чат-бот Маска далеко не первый и, судя по всему, не последний такой проект. На подходе аналогичные разработки от других крупных мировых компаний. Искусственный интеллект получил такое распространение, что некоторые даже предлагают признать его субъектность и наделить правами.
Роботы против человека. Кто победит в этой борьбе? Нужно ли ограничивать развитие искусственного интеллекта? И почему в то время, как боты обучаются эмпатии, люди, напротив, становятся всё более нетерпимыми друг к другу? Эти темы Руслан Быстров обсуждает с научными экспертами. В эфире – кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, бизнес-тренер Кристина Иваненко, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ, руководитель магистерской программой "Биоэтика" Елена Брызгалина, глава Совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко, руководитель по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям сервиса Работа.ру Татьяна Мощагина.
БЫСТРОВ: Приветствуем нашего первого научного эксперта – главу Совета Фонда развития цифровой экономики Германа Клименко. …
КЛИМЕНКО: Мы видим, куда идет прогресс, все идут в эту сторону. <…> Строятся модели, которые уже будут работать без интернета, которые будут стоять у нас на телефоне, то есть по такой некоторой аналогии шахмат. Поэтому Маск, как обычно он делает, на мой взгляд, ничего там необычного нет, он обобщил опыт, выкатил свой продукт, и я думаю, он его будет внедрять больше не теоретически, а практически.
<…>
БЫСТРОВ: Заведующая кафедрой философии и образования философского факультета МГУ, руководитель магистерской программы "Биоэтика" Елена Брызгалина. <…>
БРЫЗГАЛИНА: Возникает эмоциональная привязанность к системе искусственного интеллекта, потому что эта система под тебя подстраивается. Хочешь юмор – пожалуйста, хочешь что-то пикантное – пожалуйста. И в перспективе мы можем столкнуться с заменой традиционных социальных связей, эмоционального взаимодействия человека с человеком, взаимодействие с технологией.
БЫСТРОВ: Но это же лучше, чем одиночество, Елена Владимировна? Многие уже и сейчас одиноки, без всякого искусственного интеллекта. Разве плохо, если у них будет компаньон в виде какой-то новой нейросети, с которым они как-то будут общаться?
БРЫЗГАЛИНА: Безусловно, за счет цифровизации возникает вот этот эффект востребованности, тебе нейросеть задаст вопросы, пошутит. Но то ли это направление развития человечества, о котором мы фантазируем, грезим?
<…>
БЫСТРОВ: Кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при президенте, бизнес-тренер Кристина Иваненко. …
ИВАНЕНКО: Да, действительно разные алгоритмы, боты, искусственный интеллект и нейросети могут сделать наши решения более качественными, потому что нейросетям доступны такие масштабы и массивы данных и такая скорость обработки разных-разных кусков информации, которые психике недоступны. <…> И второй плюс – это возможность концентрироваться нам на более творческих задачах, а текучку и рутинные задачи отдать автоматизации и отдать как раз алгоритмам. Это плюс, но с этим же связаны и многие опасения разных нелюбителей прогресса, которые говорят, что да, мы все автоматизируем, а куда же людям деваться, и как же рабочие места, и как же ощущение своей бесполезности, ощущение своей никчемности? Да, действительно, так, надо иметь в виду это.
<…>
БЫСТРОВ: Каковы социальные, моральные и юридические аспекты взаимодействия робота и человека? На этот вопрос пытается ответить робоэтика, основу для которой заложили писатели-фантасты. <…> Но насколько выполнимы эти правила в реальной жизни?
БРЫЗГАЛИНА: Можно ли сделать искусственный интеллект прозрачным, когда, например, алгоритмы часто являются условием коммерческой конкуренции, и поэтому в их открытии не заинтересованы создатели? А у нейросети вообще нет алгоритма. Соответственно, прозрачность, безопасность и доверие человека к технологиям – это одна из ключевых проблем. Дальше я бы назвала этическую проблему конфиденциальности чувствительных персональных данных. Потому что, к сожалению, мы каждый день слышим, а часто и лично сталкиваемся с теми или иными утечками значимой для нас информации. Вот эта проблема на сегодняшний день тоже одна из ключевых.
<…>
КЛИМЕНКО: Совершенно справедливо можно говорить о том, что цифровизация реформирует рынок труда, вообще реформирует рынок труда. Какие-то профессии уходят, безусловно, какие-то новые появляются. <…> Поэтому, мне кажется, когда мы беспокоимся о потере рабочих мест, мы должны понимать, что рабочих мест много, дефицит везде колоссален. Да, возможно, придется переучиваться, но в мире так проходило всегда, просто сейчас это происходит очень быстро – раз, и под софитами – два. Нигде в истории не сохранилось (я специально смотрел) трагедии кучеров, которые на колясках возили своих пассажиров. … Поэтому, мне кажется, риски и страхи потерять работу выглядят немножечко фантастически.
<…>
БЫСТРОВ: В каких профессиональных областях роботы в ближайшее время заменят людей? Говорим об этом с руководителем по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям сервиса Работа.ру Татьяной Мощагиной. <…>
МОЩАГИНА: Как правило, любой технический прогресс всегда приводил к тому, что на стыке технологий появляются новые, во-первых, профессии. А, во-вторых, несмотря на то, что уже сейчас многие доктора, например, используют роботов для проведения сложных и точных операций, как раз-таки повышается квалификация и точность, например, тех же врачей, они лучше делают свою работу, нежели чем делали ранее. Рождаются новые профессии, потому что этим искусственным интеллектом либо нейросетью нужно будет управлять. А вот как раз как ей управлять, ее разрабатывать, обслуживать, вот этому придется научиться новым специалистам, и появляются по сути новые профессии.
<…>
БЫСТРОВ: Доцент кафедры биоэтики медицинского университета имени Пирогова, кандидат философских наук Елена Введенская.
ВВЕДЕНСКАЯ: В то же время развитие технологий мы тоже не можем остановить. Тут важно, конечно, разрабатывать и этические рамки. И в нашей стране есть кодекс этики по искусственному интеллекту, два года назад осенью как раз был подписан. Там тоже есть такие базовые принципы, которым во всем мире пытаются следовать, что разработка искусственного интеллекта должна быть открытой, нужно тщательно взвешивать пользу и риски. Все это, конечно, красивые слова, но в реальности может быть несколько другое. Если раньше мы боялись, что люди станут рабами, то теперь страшно, что они станут роботами. <…>
БЫСТРОВ: И подчас роботы, как ни парадоксально, оказываются более человечными, чем люди.
ВВЕДЕНСКАЯ: Да, и парадоксально. Но одно из исследований как раз последнего года, там люди на форуме общались с врачами, там были и врачи, и там искусственный интеллект давал рекомендации по лечению. В результате исследований выяснилось, что ответы робота, искусственного интеллекта были гораздо более подробные, чем у врачей-людей, и даже признаки эмпатии были выражены у искусственного интеллекта больше, чем у врачей. То есть человек, обращаясь за рекомендацией, грубо говоря, к роботу, получал больше, чем от врача. Этот как раз случай заставляет задуматься, что это реальная угроза человечеству, если робот нас начинает превосходить в эмпатии. Чисто человеческое качество всегда было.
Слушайте в аудиофайле!
Научный факт. Все выпуски
- Все аудио
- Научный факт