Авторские материалы Самозанятые тоже ответят по закону "О защите прав потребителей"

12 декабря 2023, 17:46

Персоны

Союз потребителей России предложил распространить действие закона "О защите прав потребителей" на деятельность самозанятых граждан. В этом случае они могут нести ответственность в судебном порядке за оказание некачественных услуг или обман клиентов. С инициативой познакомился корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Предложение Союза потребителей появилось на фоне массовых обращений граждан, недовольных работой самозанятых мастеров. Поскольку, как правило, эта категория предпринимателей занимается частным ремонтом разнообразной техники, то самая популярная претензия – это неоправданное завышение цены на услугу уже во время ее оказания. Например, сдав частному мастеру в починку неработающий компьютер, человек обычно ориентируется на отзывы других потребителей, удобное местоположение и невысокие цены. В процессе ремонта выясняется, что после углубленной диагностики найдены новые неисправности и стоимость ремонта выросла. Клиент, который уже несколько дней ждет свой компьютер, вынужден согласиться на все условия, хотя не факт, что эта неисправность действительно присутствовала.

Бывает, что в ремонтируемой технике самозанятые специалисты заменяют качественные детали бывшими в употреблении. Это выясняется при последующих ремонтах. Но клиенты всё равно ничего не могут доказать. Они звонят по контактным телефонам, но, по словам председателя союза потребителей РФ Петра Шелища, попадают в call-центр, который собирает заявки потребителей и передает их частным мастерам, не отвечая за результат услуги.

ШЕЛИЩ: Кол-центр – такой агрегатор. Он вас переключает на какого-то мастера, очень часто самозанятого, информацию о котором вы не получаете. И если возникнут с ним проблемы и вы не удовлетворены качеством ремонта, бывает и хуже – вы отдали товар, а мастер пропал, то это – больше проблемы.

Можно обратиться в полицию, но если даже исполнителя услуги найдут, то никто уже не сможет установить, в каком состоянии товар сдавали в ремонт. Закон о защите прав потребителя регулирует все эти вопросы, но самозанятые граждане, по словам Петра Шелища, там не указаны.

ШЕЛИЩ: Закон о защите прав потребителей, как и любой другой закон, периодически отстает от жизни. Появились самозанятые в 2019 году, и сегодня уже, по данным ФНС, у нас их порядка 8 млн. И то, что самозанятые не входят в число контрагентов потребителя, – это очень осложняет положение потребителя.

Актуальность внесения в закон о защите прав потребителей самозанятых граждан объясняется еще и тем, что в последнее время, когда новая техника подорожала, а часть официальных сервисных центров закрылась, люди все чаще обращаются к частным мастерам, будучи не защищены законом. По словам председателя Союза потребителей РФ Петра Шелища, в суд на самозанятого специалиста подать можно, но только в рамках гражданского судопроизводства.

ШЕЛИЩ: Гражданский кодекс, в отличие от закона о защите прав потребителей, базируется на принципе равенства сторон договора. То есть предполагается, что вы также компетентны, как и тот мастер, который взялся починить ваш телефон, и вы можете разумно предусмотреть все возможные риски, чего на самом деле, разумеется, нет и что как раз прямо написано в законе о защите прав потребителей. Плюс закон дает право потребителю, если приходится обращаться в суд, делать это по месту своего местожительства, а не по месту нахождения ответчика. И освобождает от уплаты судебной пошлины, что тоже бывает весьма существенно.

По мнению экспертов, включение самозанятых в закон о защите прав потребителей поможет изменить ситуацию: даже угроза административной ответственности может сыграть свою роль. Для того, чтобы обновить закон, необходимо обратиться в правительство, например, к такому важному контролирующему органу, как Роспотребнадзор. Тем более, что вопрос о включении самозанятых в норму о защите потребителей рассматривают и обсуждают уже давно.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация