Авторские материалы "Муж на час" может оказаться мошенником
Персоны
Популярная услуга "муж на час" может являться мошенничеством, если потерять бдительность. В преддверии праздников, когда многие хотят завершить мелкий ремонт в квартирах, который постоянно откладывали, есть вероятность попасть на удочку злоумышленников. В преступной схеме разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Найти "мужа на час" – т.е. мастера на все руки, который может повесить новую люстру, поставить электророзетку и починить кран в ванной комнате, не составляет труда. В Интернете размещены сотни объявлений, где фактурные мужчины в чистых спецовках, обычно с молотком или гаечным ключом в руках, предлагают свои услуги. Потребителями, как правило, являются женщины-домохозяйки, которые обращают внимание на перечень услуг и внешний вид кратковременного мужа, что является главной ошибкой. Дамы оставляют заявку, мастер выходит на связь, сразу предлагает перейти для общения в один из мессенджеров, со знанием дела уточняет детали работы, а затем объясняет, что ему необходимо купить некоторые расходные материалы. Недорого. И чеки он принесет. Только деньги ему надо перевести побыстрее, ведь он как раз (какое совпадение!) в магазине и может все купить быстро, да еще и по скидке.
Далее мошенник отправляет фишинговую ссылку на оплату. Как только деньги поступают, мастер исчезает, перестав отвечать на сообщения. Как правило, речь идет о небольших суммах, и о досадном недоразумении жертва забывает, а у мошенника накапливается значительная сумма, ведь спрос на мастеров по мелкому ремонту есть всегда. По словам юриста Игоря Галичевского, если пострадавшая все же полна решимости вернуть свои деньги и наказать обманщика, то есть два основных выхода из ситуации.
ГАЛИЧЕВСКИЙ: Понятно, что это у нас мошенничество – взять деньги и не исполнить обещанное, заключить формальный договор на словах, в устной форме – это значит обмануть. Мы обращаемся в правоохранительные органы и пишем заявление. Либо ты можешь, совершив операцию, поняв, что тебя обманывают, обратиться в банк. Есть такие операции из разряда chargeback: ты можешь оспорить эту операцию. Ты говоришь: "Вот я перевел деньги, вот наша переписка, вот человек обещал, вот он не сделал". И банк тогда смотрит и исследует эту операцию, и в каких-то случаях на межбанковском уровне они могут между собой решить и вернуть деньги. Но здесь как повезет.
А чтобы не полагаться на везение уже после того, как лишился денег, необходимо следовать одному важному правилу: никогда не переводить никаким мастерам и "мужьям на час" авансов и предоплат. Если человек настаивает, то смело прерывайте разговор и ищите другого, благо выбор есть. Если специалисту нужны расходные материалы, то он согласует с вами их цену, купит сам, а деньги по чекам приплюсует к стоимости сделанной работы. А если приглашаете домой мастера – по сути, постороннего человека, то соблюдайте т.н. информационную гигиену. То есть не оставляйте на открытых местах свои документы и другие носители личной информации вплоть до упаковки от посылок, которые надо не выбрасывать, а уничтожать, поскольку они могут стать одним из источников утечки конфиденциальных данных. Ведь на бумаге, картоне или пленке, в которую заворачивают посылки, как правило, указаны полное имя адресата, а также его номер телефона и домашний адрес. По словам эксперта по информационной безопасности Григория Панченко, этими данными могут воспользоваться злоумышленники некоторое время спустя, когда на ваш телефон вдруг поступает звонок.
ПАНЧЕНКО: "Здравствуйте, вас беспокоит служба безопасности банка такого-то, вы делали покупки, извините, но мошенники получили доступ к вашей карте, и сейчас по вашему адресу такому-то, дом такой-то, вам выслано письменное постановление о том, что вам нужно прийти в нашу службу, но давайте мы процесс ускорим".
Дальнейшие мошеннические схемы могут отличаться, но итог всегда один – жертва лишается денег. Поэтому все упаковки от посылок надо уничтожать, как и багажные стикеры, которые многие привозят домой на ручках багажа после авиаперелета, например, в отпуск и просто выбрасывают. А зря. Там также содержится масса данных о том, когда и куда вы летели, какими авиакомпаниями и с какими документами.