Авторские материалы "Приведи сто друзей – получи миллион рублей!"
Персоны
Приведи сто друзей – получи миллион рублей! Российские компании все чаще и чаще доплачивают своим сотрудникам за трудоустройство их знакомых. Причем схемы могут быть разными. С чем это связано и насколько эффективна подобная система? Разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Устройство на работу по знакомству существовало всегда. Правда, в былые годы новый сотрудник сам был обязан тому, кто дал ему рекомендацию. И мог отблагодарить каким-либо образом. Со временем сетевые структуры, распространяющие различные товары, стали выплачивать вознаграждения за привлечение новых сотрудников. Этим же путем пошли банки для привлечения клиентов. Но теперь компании и предприятия готовы вознаграждать своих же сотрудников за привлечение не клиентов, а рабочей силы. И касается это многих областей. Вот реальный пример. Реклама крупной энергетической компании.
"Все просто. Твой подчиненный предлагает своему другу пройти собеседование на стартовые вакансии в компании. После собеседования друг заполнит анкету соискателя. Укажет имя рекомендателя. Дальше менеджеры по персоналу рассмотрят анкету и скажут, принят он или нет. Если ответ положительный, то назначат испытательный срок. В случае успешного прохождения испытательного срока новым сотрудником его рекомендатель получит от компании вознаграждение в размере 10 тысяч рублей".
Схем – много. Размер вознаграждения – тоже разный. Хотя чаще всего встречается цифра в 10 тысяч. Один кузнечный завод даже придумал слоган: "Приведи сто друзей – получи миллион рублей". Бывает, что общая сумма вознаграждение разбивается на части. Скажем, три тысяч рублей получает сотрудник через три месяца после трудоустройства друга. Через полгода – еще три тысячи. Плюс через 9 месяцев – четыре тысячи рублей. Кто-то основную сумму платит после года успешной работы друга. Некоторые предприятия назначают разные ставки для разных специальностей. Друг-упаковщик – премия пять тысяч, друг – пекарь – 10 тысяч.
Какие-то фирмы обещают платить дополнительное вознаграждение не только тому, кто привел друга, но и самому другу. Причем друзья с дефицитными специальностями могут принести своим товарищам и больше. Есть предложения и по 25 тысяч, и по 50, и даже по 70 тысяч рублей. Все это, естественно, связано с ситуацией на рынке труда. В стране – низкий уровень безработицы и острая нехватка кадров, напоминает заместитель гендиректора сервиса "Работа.ру" Александр Ветерков.
ВЕТЕРКОВ: Поэтому компании и прибегают к таким программам. Приведи друга, и мы произведем оплату за выход на работу данного сотрудника либо после прохождения им испытательного срока. Для многих бизнесов это становится одним из самых главных способов привлечения кандидатов. В ряде отраслей – в банковском сегменте, в IT-сегменте, в розничной торговле – от 15 до 25 процентов сотрудников привлекаются с помощью таких программ.
Причем речь идет о разных специалистах и людях вообще без профессий. Так привлекают курьеров и рабочих, инженеров и даже врачей и педагогов. Компании могут быть и крупными, и средними. И столичными, и региональными. Друзей просят приводить почти везде.
Об эффективности таких программ говорит их массовое распространение. Хотя, конечно, есть определенные риски. На предприятии, где работают группы друзей, может возникнуть круговая порука. А, скажем, отдел, состоящий из близких знакомых, может требовать от руководства повышения зарплаты, пугая его уходом сразу всего коллектива. Наконец, новый сотрудник может оказаться не тем, за кого его выдавал старый приятель. Как, например, в случае с охотниками за 12 стульями.
"А вы – художник? – Художник. – Предупреждаю: работы много! – Работы не боюсь, работу свою люблю. – Условия сдельные. – Согласен, но со мной еще мальчик. – Это и есть ваш мальчик? – Мальчик. Разве плох? Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень".
Но плюсов для работодателей от таких программ больше, чем минусов. Тем более, что эти схемы не заменяют, а дополняют другие способы поиска персонала. Через объявления или профессиональные структуры по подбору сотрудников. Добавлю, что некоторые компании готовы платить любым гражданам, которые приведут на предприятие новых сотрудников, то есть даже тем, кто в этой фирме вообще не работает.