Научный факт Землетрясения: причины и надёжность прогнозов
Персоны
Сильное землетрясение в Китае унесло жизни более 100 человек. Несколько сотен ранены. По масштабу ущерба это землетрясение стало вторым после турецкого в начале года, когда в общей сложности погибло около 60 тысяч человек. А ведь, казалось бы, на дворе 21 век. Суперкомпьютеры, высокие технологии, набивший оскомину искусственный интеллект. Но где это всё?
Почему мы до сих пор не научились прогнозировать подземные толчки? Как изменилась сейсмология со времен Великого лиссабонского землетрясения? И на что эта наука способна сегодня? Об этом Руслан Быстров поговорил с научными экспертами. В эфире – доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Сергей Пулинец, директор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН, член-корреспондент РАН Петр Шебалин, философ, член Совета писателей РФ, автор медиапроекта BIBLIOTEKA VVV Владимир Варава.
БЫСТРОВ: Приветствуем наших первых экспертов. Это доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Сергей Пулинец и директор Института теории и прогноза землетрясений и математической геофизики РАН, член-корреспондент РАН Петр Шебалин.
ПУЛИНЕЦ: Землетрясение – это подвижка земной коры. Все почему-то смотрят на это явление как на какое-то таинственное событие. На самом деле это просто процесс, связанный с развитием нашей планеты. Вот все горы, которые существуют, моря, холмы и так далее, они создавались за счет того, что земная кора приходила в движение. Процесс горообразования идет и сейчас. <…>
ШЕБАЛИН: В Европе толчком к исследованию землетрясений послужило великое Лиссабонское землетрясение 1755 года, которое известно и не только землетрясением, но и очень большим цунами. И тогда погибло очень много населения в Португалии, был разрушен Лиссабон. <…> Да, для Европы это было одним из крупнейших землетрясений. До него таких ярких свидетельств не было, хотя есть разные свидетельства в мифологии древнегреческой и в других литературных источниках.
<…>
БЫСТРОВ: Философ, член Совета писателей России, автор медиапроекта BIBLIOTEKA VVV Владимир Варава.
ВАРАВА: Для Европы – да, это действительно было фундаментальное событие. Но вообще, если попытаться его осмыслить, если смотреть с научной точки зрения, то это катастрофа, это стихийное бедствие невиданного масштаба, которое за считанные секунды руинировало, можно сказать, одну из цитаделей европейской культуры. Для науки это скорее положительно, потому что развитие сейсмологии, более глубокое изучение коры Земли и так далее, это определенное прогрессивное значение для науки и мира.
Конечно же, для религиозного самосознания это совершенно другая вещь. Вот тут-то очень, так сказать, был серьезный вызов. <…> Католические власти отреагировали на это в терминах "наказание Божье". То есть, естественно, если случаются какие-то бедствия, это наказание. <…> Но если посмотреть еще пошире с религиозной, с библейской точки зрения, то ведь Бог, когда посылает страдания людям, это ведь не только наказание, это ведь еще и испытание. <…> Но с философской точки зрения, в философии все-таки нет причинно-следственной связи между человеческими прегрешениями и божьим наказанием, тут скорее речь идет о непостижимости, так сказать, высших сил, о непостижимости какого-то высшего процесса, который человеческим разумом слабо может быть понят и осознан. <…> Это намек на то, что есть какой-то другой план бытия, есть другие ценности, которые вот как бы на земле, как бы человек сильно там себя не обезопасил, как бы сейчас вот, например, есть упование на науку, научно-техническое развитие, а это тоже не панацея, ничего не будет. То есть в один миг все человеческие достижения, какого бы уровня научно-технического прогресса он ни достиг, это все может быть обращено в ноль в один миг.
<…>
БЫСТРОВ: А где по долгосрочным прогнозам ожидаются землетрясения?
ШЕБАЛИН: А если бы я и знал, я бы вам не сказал.
БЫСТРОВ: Почему?
ШЕБАЛИН: Это запрещено делать, согласно этике международной.
БЫСТРОВ: А как же предупредить людей?
ШЕБАЛИН: А это через МЧС, это их функция – предупреждать людей, а не учёных. Потому что если я вот скажу, вот тем более вам сейчас, журналисту, то возникнет паника.
Слушайте в аудиофайле!
Научный факт. Все выпуски
- Все аудио
- Научный факт