Авторские материалы В Госдуме определили важнейшие интересы ребёнка

26 января 2024, 15:56

Персоны

При разводе родителей ребенка могут лишить права выбирать, с кем он остается. В Госдуме предлагают изменить в Семейном кодексе понятие "интересы ребенка", чтобы этим размытым понятием не оперировать при бракоразводных процессах. Депутаты одновременно трех фракций предлагают конкретизировать это понятие, одновременно исключив из закона положение об обязательном учете мнения ребенка 10 лет и старше. Однако не все эксперты и защитники прав детей готовы это поддержать. Они признают: проблема существует, но не согласны с методами ее решения. Мнения выслушала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

С кем ты – с мамой или с папой? Эти буквально режущие пополам душу ребенка вопросы зачастую дети вынуждены слышать в суде, на котором решается их судьба. Это, зачастую, травматично для несовершеннолетнего. Но это закреплено в законе, и ребенка после 10 лет обязаны спрашивать о том, с кем он бы хотел остаться. И это навязанная нам практика извне существует и травмирует детей, говорит зампредседателя комитета госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев.

МАТВЕЙЧЕВ: Атаки на наши традиционные ценности, которые предпринимались с Запада, на протяжении очень-очень многих лет. Нас все время подводили к мысли, что ребенок – это личность самостоятельная, он может в суды на родителей подавать, вот эту всю ювенальную юстицию... А в итоге это все делается для того, чтобы ребенок в 14-15 лет мог сказать: "Мама, вы зря меня родили с папой девочкой, я хочу быть мальчиком". И наоборот. И раз мы подготовили всю юридическую систему, что мнение ребенка – главное, тут уже не попрешь.

В результате правоприменители повсеместно стали толковать эти нормы так, что мнение малолетнего ребенка стало непреодолимым вето на мнение родителя, и им стали манипулировать. Представители сразу трех партий в Госдуме предложили изменить 57 статью Семейного кодекса. Сейчас она гласит: "Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы". Она предусматривает обязательный учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, "за исключением случаев, когда это противоречит его интересам".

Сейчас, по мнению авторов законопроекта, который внесен в Госдуму, стоит закрепить в статье такую норму: "Учет мнения родителей по вопросу, затрагивающему интересы ребенка, обязателен за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка".

И тут встал вопрос о понятии "интересы ребенка". Все на это ссылаются, но оно размыто, но при этом на деле все исходят из позиции родителей, говорит Олег Матвейчев.

МАТВЕЙЧЕВ: Мнение ребенка слушать надо, запрещать его никто не будет, право это есть, но определяющим оно не может быть, конечно. Ребенок зачастую не может разобраться в собственных интересах, и он подвержен манипуляциям со стороны родителей. Во время развода, если мнение – важная часть, адвокаты, психологи, каждая из сторон начинают бороться за это мнение. Ребенка разрывают, по сути, на части. Заставляют выбрать. И не просто выбрать, а прийти в суд и публично плюнуть в лицо родителю.

Это не совсем так, считает адвокат, специалист по судебным разбирательствам и судам по опеке над детьми Мария Ярмуш. Сейчас Семейным кодексом предусмотрен не просто учет мнения ребенка насчет его интересов. Понятное дело, что ребенок выберет родителя, который предлагает больше свободы, денег и развлечений. Его мнение выслушивают психологи. Если есть давление, то назначают психолого-психиатрическую экспертизу. А оценивают это мнение, прежде всего, родители, и только потом суд принимает решение, поясняет юрист.

ЯРМУШ: Во-первых, при опросе ребенка присутствует педагог, во время опроса ребенка родителей выводят, и ребенок остается с судьей, педагогом, с органами опеки и попечительства, даже адвокатов сторон просят удалиться. Ребенка никогда не спрашивают: кого ты любишь? Папу или маму? А если это – совсем маленький ребенок, его в суд не поведут. А дети, которые старше 10 лет, они такие развитые, они всё (сколько я слышала) рассказывают суду.

В законопроекте, который внесен в Госдуму, предлагают расшифровать понятие "интересы ребенка", из которых стоит исходить в спорных ситуациях. По мнению депутатов, интересы ребенка – это "создании условий, необходимых для его жизни и благополучного развития в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями", а также "защита жизни и здоровья и сохранение детско-родительских отношений". Всего выделено девять пунктов, определяющих важнейшие интересы ребенка. Среди них – "сохранение брака родителей", "сохранение в глазах ребенка авторитета родителя", руководство и контроль родителей над своими детьми, воспитание и общение с обоими родителями, в том числе при их раздельном проживании, а также доступ к общению со всеми членами семей с обеих сторон.

Авторы законопроекта подчеркивают, что девять пунктов "важнейших интересов" – это открытый перечень, который "позволит правоприменителю в каждом конкретном деле учесть и некоторые другие обстоятельства". Однако эксперты указывают, что во многом это – лишь декларации, а на деле интересы ребенка в этом опять полноценно не прописаны. Мария Ярмуш, например, предлагает лучше усилить ответственность родителей.

ЯРМУШ: Рекомендую в новый законопроект внести уголовную ответственность родителя, который не исполняет решение суда и настраивает ребенка против родителя, с которым он не проживает, и не дает общаться.

Дискуссия по нормам будущего закона открыта. Депутаты, ученые и практики-юристы, психологи, врачи, педагоги, социологи, представители общественных объединений и религиозных организаций сказали свое слово и видение. Но есть и те, кто с ним не согласен. Пока авторы законопроекта не заручились поддержкой остальных членов нижней палаты парламента. Скорее всего, в законопроект могут быть внесены существенные изменения.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация