Авторские материалы Проверка в деле: как бороться с подложными дипломами
Персоны
Теневой оборот на рынке заказных студенческих работ может достигать 10 миллиардов рублей. Пятая часть таких работ написана с помощью нейросетей, остальные сделаны кем-то из студентов, преподавателей либо сторонними людьми, которые разбираются в теме. В России уже – десятки тысяч людей, которые зарабатывают таким способом. Почему студенты готовы платить за работы, можно ли побороть такое явление и способны ли педагоги распознать истинное авторство курсовых, рефератов и дипломов, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Студенческие работы, выполненные нанятым автором, называют по-разному: "левые", "подложные", нечестные, заказные, но суть от этого не меняется. За такими "трудами" стоят деньги, а не знания того, чье авторство указано. И рынок этой подмены огромен. По оценкам экспертов, его теневой оборот может достигать 10 млрд рублей.
Больше всего "подложных" курсовых, дипломов, диссертаций в гуманитарных вузах. Сейчас до 80 тысяч теневых и "прямых" скрипторов (авторов) зарабатывают работами на заказ на постоянной основе, говорит председатель экспертного совета при комитете Госдумы по высшему образованию Любовь Духанина.
ДУХАНИНА: Рынок работ, написанных не автором, стал очень большим, он захватывает и курсовые, и дипломные работы. Человеку подчас легче заплатить, чем самостоятельно сделать эту работу.
Почему студенты платят деньги, рискуя разоблачением на защите, а не пишут сами? Одна из главных причин – нехватка знаний для написания работы самостоятельно. Ведь зачастую люди поступают в вуз только потому, что они просто сумели пройти по баллам ЕГЭ, но не могут в нем полноценно осилить программу. Кроме того, сказываются большая нагрузка в вузе и параллельная с учебой работа, говорит заслуженный профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина.
АБАНКИНА: Нагрузка очень большая, доля самостоятельных работ растет, очень высокая доля тех, кто старается трудоустроиться по специальности, иначе очень трудно встроиться в рынок труда.
Как действуют скрипторы? Где находят себе заказчиков? Они работают либо индивидуально, находя заказы через знакомых, либо размещая объявления на черном рынке – в "Телеграмм", пиратских онлайн-кинотеатрах, в соцсетях, к которым в России официальный доступ закрыт, а значит, они не контролируются.
Есть еще один путь – они регистрируются в качестве ИП, самозанятого и так легализуют свои услуги под видом образовательной или методической деятельности. Кроме того, такие авторы могут объединяться в артели, конторы и биржи. Это законно? Да, говорит первый проректор Российского государственного социального университета Джомарт Алиев.
АЛИЕВ: То, что мы называем "интеллектуальной проституцией", у нас в стране не запрещено. Здесь можно предъявлять претензии к авторам таких работ, когда делается вывод о самостоятельности таких работ.
Другая проблема – применение нейросетей. Недавний опрос студентов России показал, что более половины учащихся иногда пользуются искусственным интеллектом для написания работ, при этом около 20% применяют их регулярно. Специалисты предупреждают: в России расширяется теневой рынок написания дипломов и внедрение нейросетей может привести к массовому копированию чужих достижений. Можно ли в ходе защиты работы понять, что это написано не тем, кто заявляет себя автором? Очень сложно, говорит Ирина Абанкина.
АБАНКИНА: На уровне студентов отличить это невозможно. У всех вузов стоят сейчас серьезные системы "антиплагиат". Заимствования в Интернете различить можем. Требуются объяснения, почему такие заимствования или переписывание, но отличить, делал сам студент или нет, достаточно сложно.
Если поступит жалоба на рекламу организации, которая предлагает свои услуги по составлению рефератов, курсовых и дипломов, нарушения выявят и докажут, то организацию привлекут к административной ответственности, заверяют в ФАС. Но такие случаи – единичны. На деле борьба с заказными работами – это борьба с ветряными мельницами, говорит Джомар Алиев.
АЛИЕВ: Использование ИИ на сегодня у нас в стране незаконным не является. Поэтому запретительные меры предпринимать нельзя. Есть все основания полагать, что это начало тренда, сражаться с которым – себе дороже. Можно усовершенствовать прокторинг, можно сказать, что все курсовые пишутся в одной аудитории, под надзором, потребовать от студентов, чтобы они представляли видеоподтверждения, требовать рукописные варианты работ, но это все утопично.
По мнению специалистов, регуляция этой сферы лишь усугубит проблемы. Гораздо эффективнее, считает Любовь Духанина (если речь идет о выпускниках вуза), проводить профессиональный экзамен, который выявит уровень подготовки человека, что называется, на деле.
ДУХАНИНА: Оценочные средства к профессиональному экзамену готовят самые лучшие эксперты в отрасли, они позволяют проверить готовность студента к его профессиональной деятельности и являются фактически показателем для будущего работодателя, что этот выпускник реально может выполнять определенные трудовые действия по его основной работе, на которую он претендует.
Кроме того, как говорят специалисты, можно оценивать знания выпускников через индивидуальные бизнес-проекты. Как это предусматривает, например, программа Минобрнауки "Стартап как диплом". Это – альтернатива выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации. Выпускник университета защищает не диплом, а собственный бизнес-проект, который даже может претендовать на инвестиции. Если он того достоин. В этом случае авторство точно не будет подвергаться ничьим сомнениям.