Авторские материалы Чем дальше спиртное, тем меньше соблазн
Персоны
Право устанавливать "радиусы трезвости" – расстояние от алкомаркетов до школ, детских садов и спортивных школ – могут передать региональным властям. Такое предложение направил в правительство губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Сейчас эти расстояния регулируют органы местного самоуправления, и зачастую отрезок между школой и ларьком со спиртным слишком короток. В некоторых населенных пунктах – всего 20 метров, чем крайне недовольны родители подростков. Однако эксперты рынка предупреждают, что ужесточение требований к продаже алкоголя может привести к увеличению нелегальной продукции. Идеальный "радиус трезвости" пыталась рассчитать корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Чем дальше спиртное, тем меньше соблазнов. По такому принципу в нашей стране уже больше 10 лет выстраивается подход к расположению алкомаркетов от мест, где учатся, лечатся, тренируются или дополнительно занимаются дети. Сейчас расстояние от магазина с алкоголем до детских и медицинских учреждений определяют муниципалитеты. И где-то это расстояние – 50-100 метров, а где-то – и 300. Но есть места, где почему-то этот отрезок таков, что полки со спиртным у школьников – в шаговой доступности в прямом смысле, говорит генеральный директор клуба профессионалов алкогольного рынка, кандидат экономических наук Максим Черниговский.
ЧЕРНИГОВСКИЙ: Определенные перегибы в этом вопросе действительно существуют. Потому что целый ряд муниципалитетов дает совершенно необоснованные нормы запрета продажи алкогольной продукции.
Например, в Московской области зафиксировано минимальное расстояние в 20 метров. Этого быть не должно, считает губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Чиновник предложил передать право определять размер "радиусов трезвости" региональным властям. Речь идет о внесении поправок в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта".
Если такое решение будет принято, то магазины с алкоголем отодвинут от детских учреждений, как образовательных, так и спортивных и лечебных. И это 0 правильная тактика, уверен председатель Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий.
НЕДЗВЕЦКИЙ: Чем в большем удалении будут находиться магазины, которые вызывают соблазн у школьников, которые могут пристраститься к спиртному, вот эта труднодоступность – она способствует тому, чтобы молодежь не приобретала эту продукцию. Чем ближе – тем выше соблазн.
Неспроста за продажу спиртного вблизи таких учреждений действуют серьезные наказания – вплоть до уголовного преследования. Однако некоторые эксперты считают, что расстояние до магазина с алкоголем особой роли не играет. Школьники, при желании, могут приобщиться к зеленому змию вне зависимости от того, насколько далеко от них магазин. А вот нелегальных продавцов на рынке может стать больше, говорит руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
ДРОБИЗ: Никакой разницы между 10, 20, 45 метрами нет. Какая разница, если ребенок заходит в магазин и видит алкоголь в 10, 20, 40 метрах. Другое дело, что в этом случае под это решение попадает масса магазинов. Легальных магазинов. После такого решения в 2012 году легальных магазинов стало меньше на 20-30%. Кто от этого выиграл? Конечно, нелегальная розница.
Ужесточать алкогольное законодательство не надо, поскольку это ударит по малому и среднему бизнесу .А это занятость и налоги, добавляет Максим Черниговский.
ЧЕРНИГОВСКИЙ: Запрещать, как известно, дело нехитрое, но если мы запрещаем, то надо понимать ту меру ответственности, которая существует у профильных институтов исполнительной и законодательной власти в отношении коммерческих операторов, большинство из которых относится к малому и среднему бизнесу. Ужесточать требования к легальным операторам не только неправильно, но и во всех отношениях вредно. Будет больше нелегальной продукции, от которой будут погибать наши люди.
Многие эксперты считают более действенным методом суровое наказание для руководства магазинов, где продают алкоголь несовершеннолетним. Сейчас КоАП предусматривает за это штраф в 500 тысяч рублей для юридических лиц, а при неоднократном повторении – исправительные работы до года.
Оптимально, говорят эксперты, чтобы субъекты устанавливали минимальные расстояния от социально значимых организаций до точек продажи алкоголя, а муниципалитеты вводили бы дополнительные ограничения.
В Центре разработки национальной алкогольной политики еще одной действенной мерой считают уменьшение популяризации потребления алкоголя в кино и СМИ.