Авторские материалы Возврат на ту же карту: интернет-торговцы просят ЦБ пресечь мошенническую схему

21 мая 2024, 15:59

Персоны

Фирмы, которые занимаются торговлей в Интернете, попросили Центробанк уточнить порядок возврата денег за товары. По мнению продавцов, часто недобросовестные покупатели приобретают дорогостоящие товары, получают кэшбэк себе на карту, а затем оформляют возврат. Причем для его получения используют карту другого банка и сохраняют бонусы. Такую схему коммерсанты называют мошеннической. В теме разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Ассоциация компаний интернет-торговли обратилась в ЦБ с просьбой уточнить действующие правила, касающиеся системы бонусов, которые покупатель получает от банков при оплате товаров. Часто кредитные организации возвращают клиенту от 1 до 15, а в отдельных случаях – и больше процентов от стоимости товара в виде кэшбэка, средств, которые можно потратить на другие покупки. Однако, по словам президента АКИТ Артема Соколова, некоторые покупатели освоили формально законную, но по существу мошенническую схему.

СОКОЛОВ: Клиент приходит в магазин, расплачивается там карточкой, а через какое-то время просит обратно вернуть деньги за этот товар. Но когда осуществляется возврат, он дает уже не эту карту, а другую, и на нее получает этот возврат. Причем банк – держатель карты №1 – начисляет ему кэшбэк, все бонусы по лояльности. Но когда происходит отмена операции и возврат, этот банк знать не знает и не может узнать, что этот товар был обратно возвращен.

Пока, согласно письму ЦБ, датированного 2011 годом, человек вполне может совершить покупку по одной карте, а оформить возврат на другую. Причем, по словам Артема Соколова, убытки несут как раз компании-продавцы, а не банки.

СОКОЛОВ: Банку по большому счету все равно. Его задача привлечь как можно больше клиентов. Вот эти большие бонусы и кэшбэки, как правило, оплачиваются за счет торговых компаний. Если ты одному человеку отдал 10 тыс. руб., другому человеку столько же, но эти деньги надо же где-то взять. За это кто-то должен заплатить. В нашем случае за это платит ретейлер. Но в итоге все эти расходы перекладываются на плечи других людей, которые делают обычные покупки.

В итоге продавцы несут расходы по доставке товара до покупателя и его обратную транспортировку после возврата, товар часто теряет свой вид, подлежит уценке и во многих случаях списанию. По мнению президента АКИТ Артема Соколова, для предотвращения ущерба всем участникам цепочки, в том числе и добросовестным покупателям, требуется корректировка процедуры возврата денег за товар.

СОКОЛОВ: Мы очень просим ЦБ сделать так, чтобы возврат был возможен только на ту самую карту, с которой была проведена оплата. Когда банк будет знать, что операция была отменена, что товар был возвращен, то, соответственно, все эти бонусы и кэшбэки, которые причитались за эту операцию оплаты, они также будут отменены, равно как и сама операция покупки.

В Центробанке уже заявили, что рассмотрят эти предложения, но отметили, что пока регулятор "не фиксирует массовые обращения участников рынка – как банков, так и торгово-сервисных предприятий – по указанной проблеме". К тому же скорректировать возникшую ситуацию можно и без внесения поправок в регулирование. Ведь начисление кэшбэка – это право, а не обязанность банка, он вправе установить порядок и условия предоставления бонусов. Например, ряд банков устанавливают срок начисления кэшбэка, который превышает разрешенные законодательством сроки возврата товаров надлежащего качества. То есть потребитель получает бонусы только после того, как он принял товар и не отказался от него в пределах установленных сроков – это 7 дней для дистанционной торговли и 14 дней для классической.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация