Авторские материалы Добыча воблы – под запретом
Персоны
Астраханская вобла попала под запрет. Вылов одного из символов региона запретили до конца года, но ученые настаивают, что этого мало. И, вполне вероятно, добычу воблы могут полностью запретить надолго. Почему – выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Ярослав Лукашев.
Любительскую и промышленную ловлю воблы до конца 24 года запретил Минсельхоз России. Региональные власти это решение полностью поддержали – по словам астраханского губернатора Игоря Бабушкина, легендарная рыба оказалась на грани полного исчезновения. При том, что нигде в мире этот вид больше не встречается.
Подтверждает это и объективная статистика – сейчас запасы воблы находятся на уровне 19 тысяч тонн. И это уже меньше, чем нужно для самовоспроизведения популяции. А к следующему году, по прогнозам Минсельхоза, воблы в Каспийском море станет еще на 2 тысячи тонн меньше, и процесс вымирания может стать необратимым. А ведь 100 лет назад ее вылавливали по несколько сотен тысяч тонн в год без вреда для численности.
Вернутся к таким показателям уже невозможно, уверены ученые. Но, по их мнению, предотвратить полное уничтожение знаменитой астраханской воблы еще реально. Правда, годового запрета вылова для этого недостаточно – учитывая жизненные циклы, нынешние мальки смогут участвовать в нересте только через 3-4 года, и это – минимальный на срок, на который имеет смысл запрещать добычу воблы.
Но даже такой запрет сам по себе проблему не решит. Не менее, а может, и более важно скорректировать управление Волгой – каскадом ее водохранилищ. Управляют водным режимом Росводресурсы. И специалисты этого ведомства нередко выбирают такую тактику регулирования, которая просто не учитывает интересы биосферы. Причем происходит это не из злого умысла или пренебрежения – просто существующая эффективность прогнозов оставляет желать лучшего. Каждый сезон возникает ситуация, когда, по прогнозам, воды должно быть очень много, и, чтобы избежать переполнения водохранилищ, воду сбрасывают через плотины. А потом оказывается, что воды мало – и нерестилища мелеют или вовсе пересыхают.
Кроме того, волжские каскады – серьезный инструмент региональной экономики, и их логистическая роль всегда оказывается важнее экологической.
Для того, чтобы популяция астраханской воблы отошла от грани полного вымирания, все эти факторы необходимо гармонизировать, чего и планируют добиваться экологи, ученые и специалисты Минсельхоза. И, кстати, все они сходятся во мнении, что нынешний запрет вылова необходимо будет продлевать, причем не на 3-4 года, а на гораздо более долгий срок – вплоть до полного восстановления популяции легендарной рыбы.