Авторские материалы Блогеры стали "ближе к народу"
Персоны
Доходы блогеров и инфобизнесменов за прошлый год сократились на 3,5 миллиардов рублей. Об этом сообщают в Ассоциации блогеров и агентств. Наиболее крупных сумм лишились, прежде всего, топовые фигуры этой сферы, как, например, Валерия Чекалина или Гоар Аветисян. Первая потеряла миллиард, вторая – полмиллиарда. Эксперты связывают это с прекращением активной деятельности из-за повышенного внимания к этой сфере со стороны налоговой службы и следственных органов. Не исключено, что блогеры и коучи будут перестраивать свой бизнес или же прекращать активность в Сети. Что будет с этой сферой дальше и на какую деятельность могут переключиться инфлюенсеры, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
3,5 миллиарда рублей! Такой урон понесли российские инфобизнесмены всего за год. Их доходы сократились на 78%.
На весьма кругленькую сумму в 1 миллиард рублей обеднела блогер Лерчек (она же – Валерия Чекалина). Александра Митрошина не досчиталась 650 миллионов, Гоар Аветисян – полмиллиарда рублей.
С чем связаны такие потери? Ответ – на поверхности, поскольку бизнес-блогеров и коучей в Интернете – всегда на виду. Как только проверили декларации самых известных инфлюенсеров, таких, как Блиновская, Чекалины, Аяз Шабутдинов и других, как только к ним появились вопросы у следствия и ФНС, и эти, и другие блогеры снизили активность, затаились и стали выжидать. Отсюда – и падение доходов, поясняет адвокат, профессор Финансового университета при Правительстве России Максим Березин.
БЕРЕЗИН: Прошли определенные знаковые уголовные дела, которые являются определенным сдерживающим элементом в предпринимательской инициативе, и, наверное, необходимо время, чтобы улеглась шумиха вокруг этих дел и какая-то определенность правовая возникла, когда налоговики все проверят и споры утихнут, и будут урегулированы, если они имеются. Кроме того, здесь другими участниками являются следственные органы, если налоговики передают материалы для возбуждения уголовного дела и риск такой может быть.
Но надо понимать, что никто им не запрещает работать по-прежнему. Это, скорее, их собственное решение – временно прекратить активную деятельность для понимания рисков.
Кроме того, здорово увеличились их траты на эту самую инфодеятельность. Плюс – добавились расходы на налоги, которые они, возможно, если говорить аккуратно, раньше не доплачивали, поясняет президент Национальной ассоциации блогеров Ольга Берек.
БЕРЕК: Вся юнит-экономика перестает биться, как только ты начинаешь выплачивать полный объем всех налоговых выплат. В связи с тем, что за последнее время подорожал самый главный ресурс – трафик. Если подписчик в нише "маркетинг" стоил 20-30 рублей, то сейчас в рекламных компаниях стоимость одного подписчика в нише маркетинга – 400-500 рублей.
На фоне этого некоторые эксперты уже заговорили о том, что блогеры резко пересмотрели свои стратегии и стали, что называется, нарочито ближе к народу. Нет той показной роскоши, что раньше буквально кричала из каждого поста и каждой сторис. Возможно, кто-то и сбавил обороты, изобразив скромность. Но вряд ли это станет устойчивым трендом. Ведь суть блогерства – показать свою жизнь, считает Ольга Берек.
БЕРЕК: Блогеры живут свою жизнь и показывают все, как есть. В ней есть место роскоши. Блогеры покажут вещи, которые их волнуют, радуют, есть место печальным событиям – блогер это тоже будет показывать. Если ты выполняешь все обязательства как гражданин РФ, платишь все налоги, соблюдаешь законодательство, ты можешь показывать любую свою жизнь.
Кстати, есть блогеры, которые, напротив, закончили год с прибылью. 20 млн удалось заработать Инне Тлиашиновой, и 126 млн рублей – Дмитрию Портнягину.
Но как поведут себя инфобизнесмены теперь? Куда переключаться? Ведь за ними – мощная армия их поклонников. Глупо было бы терять такой ресурс, как подписчики. Ведь это – лояльная аудитория, которая у некоторых коучей и блогеров исчисляется миллионами подписчиков. Скорее всего, коучи и блогеры достаточно быстро перестроятся и начнут зарабатывать в других нишах. Фактически это уже происходит, говорит Ольга Берек.
БЕРЕК: Это реклама, которая, на самом деле, очень эффективна, когда блогер просто предоставляет свой блог и свой голос, это продажа своего товара. Огромное количество коллег занимается обычным бизнесом, производством. Это может быть косметика, одежда и, безусловно, онлайн-образование и консультирование.
Что будет с этой сферой через пару лет? Как она будет развиваться? Многие эксперты считают, что на смену нынешним интернет-площадкам, которые откровенно устаревают, а некоторые и вовсе уже запрещены, придут новые. Будут появляться и новые сети, и новые форматы взаимодействия, и будет рождаться и новый бизнес. Возможно, с новыми инфлюенсерами и новыми "звездами" среди них.